Пожалуй, столичная поэзия пережила период депрессивного состояния и теперь вроде как вновь в моде. По крайней мере, так говорят критики. Попытка возрождения литературного слова существует и в Ижевске. Впрочем, пока что творения местных сочинителей кажутся чересчур банальными и рафинированными.
Говорят, сейчас дела поэзии обстоят довольно-таки неплохо, некоторые критики даже намекают на некий «поэтический бум». Якобы все больше людей, терзая листы ну или клавиатуру, начинают писать, все больше людей проникаются поэзией благодаря повсеместному Интернету, а главное — существующей сегодня моде на творческое самовыражение. Пожалуй, грядет новый «Серебряный век». Впрочем, не будем спешить с выводами, а лучше обратимся к региональной среде.
В одном из баров Ижевска прошел вечер литературы, организатором которого выступил штаб современной поэзии «Поэт.Up!». Планировалось поговорить о том, как развивалась поэзия в Ижевске, что случилось за последние 10–15 лет, и о тех, кто творит сегодня. Но заранее скажу, что вечер прошел больше в форме читки стихов, где откровенному обсуждению и выявлению настоящих болячек современной ижевской литературы было выделено ничтожное количество времени.
Современная российская поэзия, будучи отражением времени, в большинстве своем говорит об актуальных проблемах: от аспектов политики до особенностей коммуникации между людьми в эпоху цифрового общества. Из-за происходящего в стране и мире усилился тренд на повсеместную политизацию поэзии. Но столица Удмуртии, очевидно, стала исключением. Ижевский поэт, считая себя чем-то вроде «рупора общества», — что подтверждали многие из выступавших авторов на встрече — сегодня держится вдали от животрепещущих для людей проблем, предпочитая рисовать романтическую «чернуху» для убедительности преимущественно матерными словами.
Сложилось такое ощущение, что великого и могучего языка не осталось. Иссяк. Либо преобразился в экспрессивную нецензурную речь. А главная цель стихотворений — не оголить изъяны времени, а просто подобрать рифму. До красоты русской речи, видимо, нет дела современным поэтам.
У меня, как у зрителя, сложилось именно такое впечатление. Вместе с тем вполне вероятно, что выступавшие перед публикой, будучи ограниченными во времени, не успели презентовать всю палитру глубины мысли и разнообразия самых серьезнейших тем, что у них имеются. Смею также предположить, что в этот вечер выступали далеко не все ижевские поэты, тем более что уже состоялась первая встреча штаба современной поэзии «Поэт.Up!», где участвовали совершенно другие лица.
Но, скорее всего, наш провинциальный город просто откровенно медленно приобщается ко всем актуальным тенденциям в стране и не утруждает себя творческим поиском.
Вообще, быть поэтом или писателем — неблагодарная профессия. Только подумайте, всякий возьмется рассуждать об удачности или бездарности твоих стихов или, неровен час, вздумает поучить стихосложению и житейской мудрости. Но, как мы все знаем, поэзия еще и тщеславное занятие, которое порой привлекает людей талантливых и не очень.
О тех, кто не очень.
На вечере поэзии слушатели могли задавать вопросы авторам или комментировать их творчество. Реплика одного парня, прозвучавшая из зала, меня сначала рассмешила, я подумала, что это ирония, затем удивила и в итоге расстроила. Стало понятно, что он не шутит. Молодой человек похвалил одного из авторов за простоту выражения мысли и необременение стихотворения сложными речевыми конструкциями. «Вот ваши стихи я понимаю, не то что у некоторых, со всякими там придаточными и нагромождением слов и оборотов» — примерно так сказал он. Адресат счел комментарий за комплимент и нисколько не смутился, а даже объяснил свое пристрастие к простейшим формам.
Обилие простейших по смыслу да и по форме изложения стихов, по видимости, жестоко разрушало эстетику восприятия не мне одной. Следующий поэт, к моей радости, дал понять, что человек должен эволюционировать, а не застаиваться на определенном этапе развития, то есть учиться воспринимать сложные формы в том числе.
Выйдя на сцену, некоторые из авторов мимоходом сравнивали себя с Пушкиными и Лермонтовыми, на что мой сосед, возмутившись, что-то иронично пробормотал себе под нос. А затем в какой-то момент и вовсе вышел на террасу, пыхтя и прихватив старый литературный журнал 90-х годов, — мол, раз уж оказался на поэтическом вечере, хотя бы так погружусь в стоящие произведения. Очевидно, его поведение можно было трактовать как некий протест против происходящего.
В ряды протестующих, а точнее «неугодных власти» в 2010-х в Можге, был отнесен специальный гость встречи, один из основателей первого в Ижевске поэтического объединения «Брезентовая цапля» Андрей Гоголев.
Прочитав стихотворения, каждое из которых, если я не ошибаюсь, изобиловало матерной экспрессией, поэт, возможно, единственный среди всех присутствовавших представителей изящной словесности, откровенно рассказал о том, какие проблемы существуют в поэтической среде Ижевска.
По его мнению, толстые журналы гибнут из-за того, что Ижевску не хватает общения, «активного сердечного отношения», энергии, объединения вокруг чего-то. «Проблема в том, что мы по каким-то причинам боимся друг с другом разговаривать. Отдаляемся, считая, что остальные — снобы», — прокомментировал Гоголев.
Для решения этой проблемы поэт призвал присутствующих ходить на спектакли, обмениваться талантом, энергией и подпитывать друг друга и не зацикливаться на внешних положениях: у кого там сколько подписчиков или блюдо какого цвета. Тогда, по его словам, появится и любовь, и рок-н-ролл, и все что угодно.
А напоследок добавил, что полагаться на помощь государства в творчестве не стоит. Если и поможет, то в ответ «что-нибудь такое потребует, что мы изогнемся все, что потом пожалеем о просьбе».