Полная версия Мобильная версия

Ценное наследие. Удмуртии есть чем гордиться, но нечем финансировать

K 3975
J
Оксана Катаргина

Лудорвай, Усадьба Тол Бабая, башня Оружейного завода — Удмуртия уникальна своей историей и местами всероссийской значимости. Деревянные дома купцов и столетние усадьбы, которые передают дух старины и национального зодчества, сегодня привлекают туристов, однако для того, чтобы эти объекты выглядели презентабельно, необходимо вложить немало средств. Сегодня республика к этому не готова.

Фото: «ДЕНЬ.org»Удмуртия — республика гостеприимная, и зимой и летом нам есть что показать гостям из соседних регионов, однако такие хозяева, как мы, обычно говорят про свой дом: «Чем богаты, тем и рады», подразумевая, что роскошь и помпезность нам не по карману. Картина у приезжих о наших краях складывается соответствующая, так скажем, без ярких оттенков.

Фото: «ДЕНЬ.org»Представим себя на месте туристов. Первым делом, как и положено, мы бы отправились в столичный город. Ижевск нам явно запомнился бы Свято-Михайловским собором, который вдохновляет своим величием, и, конечно же, видом на городской пруд. Во время прогулки по набережной  впечатления у нас сложились бы неоднозначные. Всему виной пятно заброшенных зданий — это бывший корпус Индустриального техникума, который  удачно вписывается в ансамбль набережной, и завод Бодалева, признанный объектом культурного наследия регионального значения. На эти сооружения у города уже давно есть большие планы, однако до реконструкции дело так и не доходит.

Продолжая пешеходную туристическую прогулку вдоль набережной, по пути попадается еще одно сооружение, на которое власти уже давно пытаются выбить средства, — башня главного корпуса Оружейного завода. Она относится к заводским зданиям редкого, адмиралтейского типа, которых в России всего четыре: корпус Воткинского завода, Адмиралтейство и Ижорский завод в Петербурге и главный корпус Оружейного завода в Ижевске.

Фото: «ДЕНЬ.org»«В Ижевске в первую очередь корпус Оружейного завода необходимо реконструировать, его гигантские залы и колонны — это большое зрелище, — рассказывает историк-краевед Евгений Шумилов. — Сейчас здание рушится, разговоры о его ремонте идут давно, но реальных денег не было, пока только одна болтология».

Спасти произведение мирового промышленного зодчества можно, только если определить ему новую роль в культурной жизни Ижевска. Примерные затраты на реставрацию башни власти подсчитали еще в прошлом году, сумма составила 2,5 млрд рублей, республика рассчитывает на федеральную помощь к празднованию 100-летия Михаила Калашникова.

Фото: «ДЕНЬ.org»Что касается еще одного места, куда в Ижевске обязательно бы отправился добросовестный турист, — это Центральная площадь. С ней ситуация всё та же — преобразить хотим, да не можем. Сегодня она вызовет у приезжего гостя лишь чувство тоски, хотя жители Ижевска к серому виду площади уже, кажется, привыкли и на всех городских мероприятия по-прежнему устраивают там веселье.

Всероссийской славой пользуются места и в других городах и районах республики — например, Музей-усадьба П. И. Чайковского в Воткинске. Здесь, конечно, с внешним видом и состоянием проблем нет, однако, побывав в городе, у туристов складывается ощущение незавершенности.

Фото: to-world-travel.ru«Музей Чайковского в Воткинске выглядит привлекательно для туристов, но хотелось бы, чтобы там тоже создавалась какая-то среда, чтобы не только один объект был, а чтобы несколько мест в городе было для времяпрепровождения», — говорит руководитель Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртии Юрий Перевозчиков.

Руководство музея к проблеме с финансами относится с пониманием, но необходимость в дополнительных средствах все-таки есть.

Фото: to-world-travel.ru«Государство музей поддерживает, по-другому не выжить. Порой финансирует не только общую деятельность, но и творческие проекты. Но идей и мечтаний у сотрудников много, не меньше и пожеланий у посетителей, реализовать их за счет бюджета и от приносящей доход деятельности возможности нет, — рассказывает директор Музея-усадьбы П. И. Чайковского Татьяна Неганова. — Приятно отметить, что сейчас активизируется внутренний туризм, люди хотят знать свою историю и путешествуют по России. Хотелось бы как раскрывать самобытную историю и культуру Воткинска, так и предлагать широкий спектр услуг, поэтому нам есть над чем работать. Если говорить о проблемах, я считаю, что одна из первостепенных задач — привлечение специалистов и работа с кадровым составом. Поскольку оклады невысокие, то сложно привлечь молодежь и узких специалистов — музыковедов, психологов, переводчиков и т. д.».

Фото: tourprom.ruЕще одна усадьба, которая не так давно стала привлекать гостей в нашу республику, — Усадьба Тол Бабая в Шарканском районе. На удмуртского Деда Мороза уже не первую зиму приезжают посмотреть тысячи человек, однако проблема этого места имеет сезонный характер.

«Зимний сезон у нас больше задействован, потому что все приезжают посмотреть на зимнюю сказку, а летом в основном мы только фестивали проводим. Этой зимой нас посетило 35 тысяч человек, — рассказывает менеджер по культурно-массовому досугу культурно-туристического центра Анна Пислегина. — У нас есть водоем, который летом мог бы привлечь гостей, но он не предназначен для купания, так как пруд не очищен, а мы сами сделать это не в силах».

Сегодня центр является автономным учреждением, поэтому помощь от властей тут небольшая.

«Все, что у нас есть, сделано на заработанные нами средства и благодаря частным предпринимателям, а на бюджетной основе у нас сотрудники работают. И еще одна проблема у нас есть — это нехватка персонала, потому что объект огромный, а работают у нас четыре специалиста: методист, директор и два менеджера. Мы просили у главы района выделить нам еще места, но пока ставок до сих пор нет», — говорит Анна Пислегина.

Фото: russights.ruУникальна Удмуртия старинным деревянным зодчеством, которое пытаются сохранить сотрудники музея-заповедника «Лудорвай». Это место — прототип давних удмуртских поселений, перевезти сюда культовые и общественные постройки, сохранив их полноценный вид, — дело нелегкое и затратное.

Фото: smileplanet.ru«С 2009-го по 2014-й из бюджета республики мы получали по 3 миллиона рублей, на эти деньги мы установили и мельницу, и центральную усадьбу, и гостевой дом, — рассказывает Ирина Вершинина, замдиректора музея-заповедника «Лудорвай». — Выкупить и перевезти хотелось бы и другие дома, но сейчас у нас нет возможности. Нам обещают, что все-таки возобновится финансирование. Мы стоим в инвестиционной программе. Мы и в прошлом году, конечно, были, но финансирования так и не было. Уникальные дома люди перестраивают, продают на дрова, там все рушится, гниет, конечно, их можно понять, но более предприимчивые районы стараются такого не допускать. Нам хотелось мы сохранить наше архитектурное, культурное и традиционное».

Сегодня внутренний туризм активно развивается, у людей стал появляться интерес и к этнической культуре, стоит сказать, что отчасти поспособствовали этому и «Бурановские бабушки», которые прославили нашу республику на весь мир. Люди из соседних регионов с удовольствием к нам едут, и мы их радушно принимаем, однако Удмуртия в их глазах, наверное, все-таки как была, так и остается хозяином, богатым не финансами, а историей и памятниками культуры, которые со временем, к сожалению, могут пропасть, не найдя финансовой поддержки.


Читайте также