Полная версия Мобильная версия

Курс политической экологии. Что делал, делает и будет делать Путин с окружающей его средой

K 3735
J
Сергей Щукин

Сергей ЩукинБывшего главу ФТС Бельянинова вырывали с должности, как больной зуб. На глазах всей страны и, самое главное, его сослуживца по ГДР. Другой коллега Путина по КГБ, Сергей Иванов, покинул пост главы администрации президента культурно и с положенным в таких случаях политесом — теперь он «главный по экологии».

Состав «старой гвардии» стремительно заменяют на неизвестных народу аппаратчиков и «засекреченных» офицеров спецслужб. Режим рушится? Пока вряд ли. Скорее, наоборот, делает всё, чтобы сохраниться.

Путину немного за шестьдесят. А официально признанным лидерам парламентской оппозиции и того больше. Созданная в России политическая система может смолоть в труху любых несистемщиков и даже сбить волну массовых социальных протестов, однако, разумеется, не может победить законы природы.

Поскольку естественных политических механизмов смены власти в России нет, остаются только волевые решения сверху. Тем, кто сделал карьеру при Путине, нужна уверенность в завтрашнем дне и на более дальнюю перспективу.

Между тем предложить план перемен, в конце которого будет фраза «и тут, вы, Владимир Владимирович, выходите и говорите, что намеченные перед собой, как главой государства, цели и задачи выполнили и хотели бы отдохнуть», не решится ни один даже самый отмороженный аппаратчик или генерал ФСБ. Да и в нынешней острой ситуации с Украиной и Сирией это бы прозвучало как-то абсурдно.

Происходящие наверху пертурбации, непонятные большинству граждан страны, могут быть продиктованы только одним — все ранее обсуждавшиеся варианты с преемниками обнуляются. Путин решил остаться. Но остаться в окружении тех, кому, как и ему, тоже немного за шестьдесят, означало бы, что в совсем недалекой перспективе Россию бы ждал такой же крах, какой мы уже пережили с СССР.

Большое политическое решение, судя по последним кадровым событиям, принято. Однако нынешняя модернизация власти далека от того масштаба, с которым осуществлялась сталинская кадровая политика. В отличие от того, что сделал с «ленинской гвардией» Сталин, массово и жестоко поменявший старых большевиков на советских партаппаратчиков, путинская «старая гвардия» никуда не уходит. Её просто выводят за штат.

От риска трений в механизмах власти это никак не страхует, но общую динамику управленческому процессу, очевидно, может придать. Чего теперь ждать от новых кадровых пертурбаций? Импульс к подъему экономики и развитию социальной сферы? Вряд ли. Скорее, досрочные президентские выборы.


Читайте также