Полная версия Мобильная версия

Алексей Холмогоров. Первый

K 3295
J

Холмогоров Алексей Павлович. Автопортрет

1 марта в Удмуртии отмечают 90 лет
со дня рождения художника Алексея Холмогорова. Ретроспекцию его работ
в эти дни можно увидеть
в республиканском Музее изобразительных искусств.

Алексей Холмогоров – одна из крупнейших фигур в изобразительном искусстве Удмуртии. В своем профессиональном пути он всегда оказывался на голову впереди коллег по цеху. В его биографии то и дело встречается формулировка «был первым». Холмогоров был первым художником из Удмуртии, картины которого были приобретены Третьяковской галереей: эксперты одного из крупнейших музеев страны оценили их как высокие образцы реалистического искусства ХХ века. Был первым в Удмуртии художником-монументалистом и первым живописцем из республики, чьи работы показывались на всесоюзной выставке. Остается первым и единственным из всех художников Удмуртии обладателем звания «народный художник России». Первым из всех художников республики Холмогоров добился международного признания: его картины были отобраны для выставки произведений мастеров отечественного искусства и показывались в Швеции, Чехословакии, Югославии, Сербии, Индии, Монголии. Идеологическая «правильность» живописцев при формировании этих выставок никакой роли не играла: чтобы поразить европейских и азиатских зрителей высоким художественным уровнем советской живописи, для зарубежных показов отбирались картины мирового класса, не уступающие признанным шедеврам эпохи.

Ковровщица Дарья Курбатова из Баграш-Бигры

Первым из художников Алексей Павлович Холмогоров откликнулся на идею создания художественно-графического факультета при педагогическом институте (сейчас – УдГУ). Вызвался преподавать, организовал прием студентов и учебный процесс, пригласил для работы на факультете коллег по искусству. Не будет преувеличением утверждение, что именно благодаря Холмогорову в Удмуртии сформировалось профессиональное изобразительное искусство. «Холмогоров гордился тем, что худграф был и навсегда остался его детищем. Он вел занятия по рисунку, живописи и композиции. Студенты сразу ощутили, что к ним пришел в высшей степени интеллигентный человек, не терпящий пошлости и хамства, удивительно преданный искусству, не терпящий легковесного подхода к профессии», - писал о том периоде заслуженный работник культуры УР Николай Витрук. 

Позднее именно Алексей Холмогоров стал инициатором создания Республиканского музея изобразительных искусств: в этом году вымечтанный, «выбитый» им в официальных инстанциях музей отмечает свое 35-летие.

Почти три десятилетия ХХ века (1960-1980-е гг.) искусствоведы называют «Эпохой Холмогорова в удмуртском изобразительном искусстве». Он стал не только организатором высшего профессионального художественного образования в Удмуртии, но и первопроходцем в формировании удмуртской национальной реалистической школы живописи.

Уже в ранние годы работы Алексея Холмогорова определились главные темы его творчества, прошедшие красной нитью через всю его профессиональную судьбу: самобытность удмуртского народа и образ женщины-удмуртки. Своих героинь он отыскивал в самых отдаленных селах. Чтобы писать портреты с натуры, добирался пешком по бездорожью в такие медвежьи углы, куда автолавки и грузовики-попутки ходили раз в неделю: считал, что только в глубинке сохранились настоящие типажи удмуртских женщин, не изменившиеся за последние столетия. На этих картинах оказались запечатлены не только и не столько конкретные женщины (хотя портретное сходство с прототипами было безупречным), сколько архетипы удмуртского характера и образа жизни. Само акцентирование женского образа в контексте удмуртской культуры было неслучайно: Холмогоров раз за разом ненавязчиво подчеркивал, что в национальной традиции именно женщина (подательница жизни, хранительница очага, берегиня) сакральна и почитаема. Зрители эти смыслы считывали безошибочно: картину «Молодая мать-удмуртка» (1959) часто называют «удмуртской Мадонной» за почти религиозную глубину и символику образа, хотя женщина с ребенком изображены на картине в простой бытовой обстановке. В 1981 за серию портретов удмуртских женщин году он был удостоен Государственной премии и медали Академии художеств СССР.

"Молодая мать-удмуртка"

В своем творчестве Холмогоров продолжал традиции русского гуманистического реализма с его вниманием к «маленькому человеку». Мог на заказ написать портрет академика, а следом – давно занимавший его мысли портрет пожилой мастерицы или простого рабочего. Значительная часть полотен Алексея Холмогорова посвящена военной теме. Здесь и картины на сюжеты, которые он сам помнил со времен участия во Второй мировой войне (он сражался на Дальневосточном фронте и был награжден медалью «За победу над Японией»), и портреты ветеранов войны, написанные в 1970-х.

Все, кто знал Алексея Павловича Холмгорова, поражались его невероятной работоспособности. Он умудрялся писать по нескольку часов в день даже в санатории, куда его едва ли не силой отправляли по состоянию здоровья. В одном из писем своему ученику Холмогоров пишет: «Работа - вот что делает нас художниками. Ты имеешь то, что надо иметь художнику, так не растеряй - время плывет быстрее, чем речка быстрая…». Будучи уже серьезно больным, он продолжал работать над портретами киевского кардиолога Н.М. Амосова и воинов-афганцев. Эти картины так и остались незаконченными: в 1987 году художник скончался.

В настоящее время в Ижевске действуют народная изостудия имени Алексея Холмогорова и школьный Музей изобразительного искусства УР его имени в лицее №56.

 

Досье Day.org

1925 г. - Алексей Павлович Холмогоров родился в деревне Молчаны Воткинского района

1953-1959 гг. - учеба в Московском институте им. Сурикова.

1959 г. - возвращение в Ижевск, создание картины «Молодая мать-удмуртка», участие в организации и развитии художественно-графического факультета государственного педагогического института (сейчас – институт искусств и дизайна УдГУ).

1961 г.- принят в Союз художников СССР

1962-1965 гг. - председатель Союза художников Удмуртии

1967 г. - получил звание народного художника Удмуртии

1970 г. - награжден Государственной премией Удмуртии

1972-1985 гг. - секретарь правления Союза художников России

1981 г. - удостоен Государственной премии России им. И.Е. Репина, серебряной медали Академии художеств СССР, звания «народный художник Российской Федерации»

 

Фотогалерея

[ФОТОАЛЬБОМ]


Читайте также


comments powered by HyperComments