Полная версия Мобильная версия

Аппетиты на музыку. О каких вкусах спорят между собой музыканты и зрители в ижевских ресторанах?

K 1557
J
Надежда Рысьева

Живая музыка для ижевских ресторанов до сих пор является чем-то диковинным, а интересным и самобытным артистам сложно пробиться на сцену, чтобы продемонстрировать свое творчество. Кризис только добавил сложностей — сократилось количество площадок, на которых выступают местные музыканты. Почем культурный досуг для народа и насколько востребованы живые выступления в заведениях общепита, выясняла корреспондент «ДЕНЬ.org». 

Прощальный концерт ижевской группы Silent Woo Goore на площадке «Юпитер 5». Фото: © «ДЕНЬ.org»Затянуть пояса

В столице Удмуртии есть несколько заведений, где можно периодически не только отведать особенных яств, но и культурно провести время.

В ижевском ресторанном холдинге Welcome Group живая музыка регулярно имеет место быть в ресторане «Вино и Мясо», гастробаре «Окна» (про «Веранду» уже можно не говорить). Полноценные концерты устраиваются в пабе «Юпитер 5» и ресторане Welten.

В рамках нового проекта Acoustic club музыканты-любители из Ижевска выступают на площадке паба «Солод & Хмель». Фото: vk.com (Acoustic club)«В последнее время в Ижевске очевиден тренд на уменьшение присутствия артистов во всех заведениях. Причины — экономические плюс „перекормленность“ в предыдущие годы. Мы в тренде, и количество живых выступлений у нас уменьшилось. Но это временное явление, — комментирует бренд-менеджер Welcome Group Иван Федотов. — Вместе с тем музыкальный фон — стандартная строка бюджетов соответствующих заведений. В этом плане все просчитано. Полноценные концерты при грамотном планировании и просчете всех рисков оправдывают себя, но никаких сверхприбылей мы не ждем».

По словам Федотова, наличие либо отсутствие артиста в конкретный вечер — часто решающий фактор при выборе ресторана. Другими словами, и в тяжелые кризисные времена музыкальное сопровождение вечера для сети заведений Welcome Group остается неким маркетинговым ходом и как минимум работой на атмосферу.

Владелец группы компаний «Фуд-сервис» Константин Котов считает, что наличие музыкантов в заведениях сегодня больше похоже на благотворительность и на посещаемость заведений особо не влияет. 

Константин Котов«Безусловно, если организовывается концерт, музыка способствует увеличению количества посетителей. Если же транслируется какая-то анимация в сопровождении живого звука, то особо количество гостей не увеличивается. Сейчас в ресторане „Солод & Хмель“ напротив мэрии проходят музыкальные вечера, организуемые Acoustic club. Денег это не добавляет, и лично я, как коммерсант, ничего на этом не зарабатываю. Делаю, видимо, добро, приобщаю, так сказать, ижевчан к культуре».  

В общей сложности сегодня в трех заведениях сети «Фуд-сервис» выступают музыканты. Это «Солод & Хмель» за «Дружбой», «Солод & Хмель» напротив мэрии и в ресторане «Оглоблинъ».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Сокращение числа площадок относительно прошлого года подтверждают и сами исполнители. Если некоторые заведения приглашали музыкантов еще месяц назад, то совсем недавно заявили о прекращении сотрудничества на лето. Не так давно от услуг вокалистов отказался Kenji бар.

Заметен и застой в плане цен. Размер гонораров исполнителей не меняется, хотя, по сути, был закономерен рост.

Логично также и то, что меньшим спросом стали пользоваться услуги коллективов, поскольку группа сама по себе дорого стоит. Понятно, владельцу ресторана легче пригласить одного вокалиста, заплатить ему пару тысяч, тогда как в группе пять человек и выплата в разы увеличивается.

Группа Village Izhguard Experiments на фестивале «Открытый город». Фото: © «ДЕНЬ.org»«Многие местные музыканты играют в группах в формате хобби, а основной заработок получают в другой сфере, — делится саксофонист ижевской группы Village Izhguard Experiments Илья Гусенков. — Ресторанный заработок — отдельный разговор. Особенно в кризис. Рестораны и прочие заведения сократили статью бюджета на живую музыку. По сравнению с прошлым годом заказов стало не так много, плюс сокращаются часы выступлений».  

Бизнес — ничего личного

Вокалистка Анастасия Фролова исполняет джаз в заведении Jazz cafe Manhattan. Фото: vk.com (Jazz cafe Manhattan)Вместе с тем сегодня очевиден еще один тренд — несмотря на наличие в Ижевске качественной аутентичной музыки, в местных заведениях чаще всего играют музыканты, исполняющие каверы. Единичные авторские концерты возможны, но они очень редки. Возможно, причина в том, что в обществе не сформировалась потребность в них, — есть спрос на то, что поузнаваемей.

И если уж быть совсем откровенными, то группы с оригинальным материалом приглашаются в заведения только потому, что просят в три раза меньше денег, чем исполняющие известные хиты кавер-коллективы. Это оправдано с точки зрения бизнеса.

Меньше всего этой фразой хочу обидеть группы, играющие собственные композиции. Вообще, лучшая мировая музыка рождалась с исполнения песен в «грязных пабах». Те же Rolling Stones на заре карьеры выступали за копейки. И может быть, это и есть тот самый верный путь к цели, но суть не в этом.  

На этом этапе осмысления проблем музыки и площадки для реализации потенциала возникает вопрос: есть ли сегодня в Ижевске публичное пространство, способное поддерживать развитие именно аутентичной музыки? Чтобы группы не просто подстраивались под запросы общества в заведениях, не только развлекали, но занимались творчеством и писали музыку.

Культурный фон

Профессиональный музыкант, лидер группы «Каренин» и по совместительству один из организаторов музыкального проекта нового формата Acoustic club Александр Смакотин может ответить на этот вопрос из самого эпицентра местной музыки.

На данный момент группа KARENIN выпустила альбом. Осталось его лишь презентовать. Но именно на этой стадии возникли проблемы. На какой площадке вместимостью 300–400 человек это сделать? В Ижевске ее просто не существует. В городе нет музыкальной точки для зарождения и представления своего культурного продукта, обмена музыкальными достижениями, нет среды для полноценной генерации конкурентного музыкального продукта и создания уникального культурного фона.

Александр Смакотин. Фото: vk.com (Acoustic club)«Последний специализированный концертный клуб БВИ закрылся в прошлом году, и на его месте появился продуктовый магазин „Пятёрочка“. Очень символичная история. С одной стороны, есть некий объект для потребления культурного продукта, и, с другой стороны, есть магазин еды, который появляется на его месте, — комментирует состояние музыкальной среды Смакотин. — Мне кажется, этот пример ярко демонстрирует то, что с культурой в принципе происходит. По большому счету, эта ситуация вполне отражает состояние нашего социума. Незаинтересованность государства в культурном росте нации, обесценивание значимости человека творящего, отсутствие информационного потока, направленного на повышение культуры потребления граждан, бесконечное фрик-шоу российской пропаганды, серьезный кризис социального взаимодействия и, в конце концов, бесконечные экономические потрясения. Все это создает у людей необходимость в решении проблем насущных, связанных с пропитанием и выживанием, оставляя минимальное количество ресурсов для духовного развития. В этой ситуации говорить о светлом будущем ижевской музыки затруднительно».


Читайте также


comments powered by HyperComments