Полная версия Мобильная версия

Без свидетельства о праве. Чего ждать собственникам Удмуртии от нового закона о недвижимости?

K 3495
J
Жанна Ситникова

Итак, свидетельство о праве собственности стало историей. Документ, бывший реальным воплощением слова «мое», заменили на выписку из Госреестра о зарегистрированных правах. Этот реестр, кстати, тоже доживает последние месяцы. Так что задумало правительство и чем нововведения грозят собственникам?

Фото ©«ДЕНЬ.org»

В разные времена они были разного цвета, из разной бумаги и с разной «шапкой», но всегда — на специальных бланках и всегда — с гордым названием «Свидетельство о праве собственности». Когда в 2014 году цветной фирменный бланк сменили на простую белую бумагу формата А4, поначалу и собственники, и риелторы всерьез этот документ не воспринимали.

«В первое время свидетельство о праве на обычной белой бумаге производило впечатление какой-то филькиной грамоты, которую можно и самим напечатать, — рассказывает риелтор Надежда Тимофеева. — Теперь будет еще сложнее, ведь это был не просто документ, а доказательство того, что „всё, это моя недвижимость, я ее купил“. Оно давало психологическое ощущение того, что собственность защищена и никто ее не отнимет».

Тем временем свидетельство — это скорее общая информация, чем отражение реального положения дел, так как при смене собственника недвижимости документы у прежнего хозяина не изымались.  

«Чтобы узнать реальную информацию о квартире, мы всегда заказываем выписку из Единого госреестра прав (ЕГРП), потому что в ней, в отличие от свидетельства собственности, отражена информация, действительная на этот момент, — говорит директор АН «ЭтажиМ» Наталья Малинина. — Кроме того, из выписки можно узнать, не заложена ли недвижимость, не арестована ли, не обременена ли какими-то еще правами третьих лиц».

Именно этот факт стал основой в изменениях в законе о госрегистрации собственности, и теперь единственным доказательством совершенной сделки купли-продажи является выписка из ЕГРП.

Фото ©«ДЕНЬ.org»«Данный документ содержит сведения о правообладателе, объекте недвижимости, зарегистрированном в соответствующий день под соответствующим номером праве, правоустанавливающих документах — основаниях для регистрации права на дату, указанную в ней в качестве даты выдачи, — говорится на сайте Управления Росреестра по Удмуртии. — Отмена свидетельств укрепит гарантию зарегистрированных прав, минимизирует угрозу мошенничества и снизит для граждан и предпринимателей риски операций на рынке недвижимости».

У выписки из ЕГРП теперь два вида. Одна из них, которая предоставляется только собственникам и является доказательством того, что у недвижимости сменился хозяин, выдается сразу после регистрации сделки и является заменой свидетельству о праве.

Второй вид — тот же, что на протяжении последних лет был доступен любому человеку, пожелавшему заказать выписку на любой объект, чтобы выяснить его юридическую чистоту.

Фото ©«ДЕНЬ.org»Однако после вступления с 1 января 2017 года закона о госрегистрации недвижимости Единый госреестр прав, который создавался Росреестром, перестанет существовать. Вернее, он сольется с еще одной базой — Кадастровой палаты.

«Сейчас у нас два реестра — реестр прав и реестр объектов. С 1 января они будут объединены в единый информационный ресурс, который будет называться Единый госреестр недвижимости (ЕГРН), — рассказала руководитель Кадастровой палаты Удмуртии Тамара Казанская. — Для того чтобы создать ЕГРН, мы провели работу по верификации и гармонизации этих баз. То есть каждому объекту в одном реестре нашли пару в виде собственника в другом, сопоставили их, исправили ошибки, вычистили неточности».

Создание Единого госреестра недвижимости, уверены специалисты, существенно облегчит жизнь собственникам недвижимости. К примеру, сэкономит время и деньги участникам долевого строительства многоквартирных домов. После сдачи высотки им нужно поставить свою квартиру на кадастровый учет, и только потом они могут оформить ее в собственность.

Фото ©«ДЕНЬ.org»

«Если сегодня мы ставим на учет 10 дней, потом еще регистрируем право 10 дней, то есть в общей сложности уходит на всё 20 дней, то теперь этот срок сократится до 10 дней, — сообщила Тамара Казанская. — При этом заявитель подает одно заявление и не ходит сначала в Кадастровую палату, потом в Росреестр, а все делает в одном окне. И госпошлину платит один раз, а не два, как сейчас».

Сведения из Единого реестра недвижимости также будут предоставляться быстрее. Выписку об объекте недвижимости можно получить в течение трех дней вместо пяти, как было раньше.

Фото ©«ДЕНЬ.org»

Все записи ЕГРН будут храниться в надежной электронной базе данных, многократное резервное копирование которой и высокая степень безопасности повысят защиту сведений. Соответственно, со временем объединение двух баз позволит устранить дублирование сведений и свести к минимуму бумажный документооборот, а также перевести госуслуги в электронный вид.

Фото ©«ДЕНЬ.org»Очевидно, это и является одной из конечных целей нововведений. Поскольку вся недвижимость теперь отражена в одной базе, больше не будет надобности заказывать бумажные выписки из ЕГРН — это можно сделать в Интернете в режиме онлайн. А различные организации больше не смогут требовать у собственников предоставлять эти выписки. Органы опеки уже сами запрашивают этот документ. На такую же форму работы переходят и банки, когда, например, выдают ипотеку и проверяют кредитуемый объект.

Вполне вероятно, что в будущем, причем не таком уж и далеком, никаких бумажных документов не будет вообще. А ответ на запрос на любую информацию, которая сейчас предоставляется в виде справок и выписок, будет представлять собой что-то в виде кода доступа к определенному разделу какой-либо базы данных. Словом, вся наша жизнь теперь будет храниться во Всемирной сети.

 


Читайте также