Полная версия Мобильная версия

Битва титанов. Чем закончится столкновение «Росгосстраха» и Центрального банка по вопросу ОСАГО?

K 991
J
Жанна Ситникова

Центральный банк РФ ограничил действие лицензии ООО «Росгосстрах» на осуществление страхования по виду ОСАГО. Пока решение регулятора не привело к глобальным переменам в работе офисов страховщика в столице Удмуртии, но кое-что, что чувствуется на уровне интуиции, все же изменилось.

фото: ©День.orgРасплата за «допы»

Такое кардинальное наказание в отношении не в меру зарвавшегося страховщика в современной России, пожалуй, случилось впервые. Вопреки заведенной в стране практике долго собирать жалобы, медленно их рассматривать и мучительно вынашивать решение, Центробанк буквально рубанул с плеча. Повод, надо признать, был веский: как сообщает пресс-служба регулятора, с 1 апреля по 25 мая в Центробанк поступило более 2300 жалоб от граждан на действия «Росгосстраха» при заключении договоров ОСАГО. С начала 2015  года компании было выдано 385 предписаний ЦБ. Кроме того, в отношении страховщика вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 15.34.1 КоАП.

«Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров ОСАГО и внесение изменений в действующие договоры, влекущих увеличение обязательств, - говорится в пресс-релизе Центробанка РФ. - При этом страховая организация обязана принимать заявления о наступлении страховых случаев и исполнять обязательства по ранее заключенным договорам ОСАГО. Банк России будет контролировать осуществление страховщиком выплат по ОСАГО» .

фото: ria.ru Кроме того, в связи с большой долей ООО «Росгосстрах» на рынке ОСАГО (практически 60%)  в ряде регионов страны регулятор намерен основательно перетряхнуть  офисы страховщика и выяснить, насколько доступна эта услуга для автовладельцев.

Напомню, в этом году Удмуртским УФАС было возбуждено сразу несколько дел в отношении ООО «Росгосстрах», в том числе и в связи с навязыванием дополнительных услуг при заключении договоров ОСАГО на территории Удмуртии. Идет сбор фактов и по новому виду навязывания допуслуг: в последнее время  в офисах страховых компаний, расположенных в городах и селах Удмуртии, взамен дополнительных услуг отправляли  на техосмотр в Ижевск.

«Все материалы дела рассматриваются, поступившие к нам жалобы мы направили в Центробанк России, - сообщила начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков Удмуртского УФАС Елена Стерхова. - Мы считаем, Центробанк принял правильное и своевременное решение. Однако более действенной мерой было бы лишение компании лицензии на дополнительные виды страхования, те, которые как раз и навязывает страховщик своим клиентам». 

Затишье перед бурей?

Приказ о запрете «Росгосстраху» заключать договоры по автогражданке  был обнародован вечером 26 мая. Утром 27 мая в ижевских офисах страховщика ничего не изменилось, полисы все так же выдавались, улыбчивые менеджеры вежливо отвечали на телефонные звонки, приглашая прийти в офис и записаться на оформление ОСАГО. После обеда ситуация не изменилась  - все та же вежливость и вальяжное спокойствие доминирующего страховщика, но какие-то едва уловимые фразы, моменты выдавали напряженность.

В приемной директора «Росгосстраха» я представилась корреспондентом «День.org», озвучила свой вопрос - о ситуации с ОСАГО - и попросила встречи с руководством. Милая девушка качнула головой в сторону закрытой двери руководителя и сообщила, что он  в разъездах по городу. Затем девушка честно обзвонила четверых заместителей, каждого из которых оповестила о моей просьбе.

«Компания не дает сегодня никаких комментариев, возможно, более подробная информация появится в ближайшие дни, и мы будем готовы общаться со средствами массовой информации. Скажу лишь, что мы сами пока ничего не знаем и работаем в штатном режиме», - выдала секретарь вполне ожидаемую фразу после беседы с заместителями. При этом она попросила оставить номер телефона редакции и пообещала поставить в известность о готовности компании давать комментарии.

К менеджеру я подошла под видом клиента. Молодой человек,  улыбаясь, заверил меня, что фото: chel.aif.ru полисы ОСАГО оформляются без каких-либо навязанных дополнительных страховок. Однако спокойствие продавца полисов покинуло в тот момент, когда я заявила, что у меня запись на 3 июня и не пора ли мне записаться на прием в другую страховую компанию, потому что опасаюсь, что 3 июня в «Росгосстрахе» полис мне не оформят.

«Нам никто и ничего не запрещал! - практически вскричал молодой человек. - Мы как оформляли ОСАГО, так и будем и дальше оформлять! У нас нет никаких предписаний на этот счет, и кто нам, имеющим львиную долю этого рынка, запретит работать с ОСАГО?»

Уже за пределами офиса я разговорилась с автовладельцем, которому накануне по телефону сказали, что для оформления полиса обязательного автострахования  можно подойти в любое время.

«Я пришел сегодня после обеда, - сообщил мне разговорчивый мужчина, - но полис так и не оформил. Видимо, у них внезапно что-то поменялось в работе, потому что мне сказали, что нужно записываться с утра и приходить после обеда. Либо - записываться во второй половине дня на следующее утро».

Вот она - нестыковка! В офисе я обнаружила троих клиентов, желающих оформить ОСАГО, и пятерых менеджеров, способных это сделать. Ни очереди, ни завала по оформлению документов нет, но почему тогда не принимают здесь и сейчас, а вынуждают записываться как минимум за полдня? Ответ только один: возможно, тянут время в ожидании документально оформленного, заверенного конкретной датой приказа о запрете на заключение договоров по автогражданке.

По словам юристов, приказ Центробанка России вступит в силу только после  опубликования его в официальном издании регулятора - Вестнике Банка России.

Вместо послесловия

В социальных сетях  сейчас эту тему не обсуждает только ленивый. Большинство, конечно же, восприняли новость на ура, и не потому, что мера Центробанка что-то изменит, а, скорее, из чувства мести. Многие поддерживают позицию Удмуртского УФАС о лишении лицензии на дополнительное страхование. Но проскользнула в блогах еще одна мысль: а не могли ли страховщики устроить весь сыр-бор не с целью обогащения за счет навязанных допуслуг, а ради еще большего повышения тарифа и снижения страховых выплат? Некоторые участники соцсетей и вовсе уверены, что страховщики создали эту ситуацию, чтобы отказаться от невыгодного ОСАГО.


Читайте также


comments powered by HyperComments