Полная версия Мобильная версия

Битва за игрушки. Родня Калашникова продолжит борьбу за бренд АК-47 в суде с ижевским концерном

K 2689
J
Михаил Красильников

Судебный спор вокруг использования бренда АК-47 на игрушках между родственниками легендарного конструктора и ижевским концерном «Калашников», видимо, все-таки будет продолжен. Вероятно, первым не дают покоя странные выводы экспертизы, легшие в основу решения суда, а последним острое желание заработать на всемирно известном бренде. «ДЕНЬ.org» постарался разложить всё по полочкам.

Елена Калашникова — дочь М. Т. Калашникова. Фото из архива газеты «День»«Игрушечный» спор в суде между концерном «Калашников» и родственниками легендарного конструктора будет продолжен. ЗАО «М. Т. Калашников», учредителями которого являются дочь и внук Михаила Тимофеевича, подало кассационную жалобу на решения Суда по интеллектуальным правам, которая сопровождалась ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока. Дело в том, что после вынесенного в пользу концерна решения прошло больше двух месяцев установленного срока для обжалования. Родственники Калашникова опоздали на несколько дней.

Весь сыр-бор, длящийся уже два года, развернут вокруг использования изображения автомата Калашникова с надписью: «АК-47» для выпуска товаров класса «игрушки, игрушки с подвижными частями и игры».

Спорный бренд. Фото: fips.ruЕще в 2004 году Роспатент зарегистрировал этот бренд на ЗАО «М. Т. Калашников», в состав учредителей входил тогда и сам Михаил Калашников. Он ушел из жизни в декабре 2013 года. В конце 2012-го правовая охрана была продлена до 2022 года. Она распространяется на такие товары, как одежда, головные уборы, игрушки, игровые автоматы, головоломки и настольные игры.

Фото: fedpress.ruОднако в июне 2014 года, то есть спустя полгода после смерти Михаила Калашникова, концерн «Калашников» потребовал досрочно прекратить правовую охрану в России товарного знака в отношении игрушек, игрушек с подвижными частями и игр, так как правообладатель, а именно ЗАО «М. Т. Калашников», не использовал этот бренд для данной группы товаров. По закону, если бренд не используется непрерывно в течение трех лет, правовая защита может быть с него снята.

Первоначально суд отклонил иск концерна, так как установил, что спорный товарный знак используется под контролем правообладателя третьими лицами, в том числе, например, для производства моделей автоматов АК-47 для игры в страйкбол.

Фото: sko-perm.ruКонцерн свою заинтересованность в получении прав на спорный бренд объяснил тем, что он уже занимается выпуском, продажей и рекламой «однородных товаров» массо-габаритных макетов АК47, АК74М и другого оружия, производящегося концерном «Калашников» и подконтрольным ему Ижевским механическим заводом. Кроме того, он подал заявки на регистрацию в качестве товарных знаков объемных обозначений, сходных со спорным брендом.

Игрушечный автомат Калашникова. Фото: rodnye-igrushki.ruТем не менее, как следует из материалов суда, президиум Суда по интеллектуальным правам в мае 2015 года отменил решение первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение. Согласно выводам президиума ЗАО «М. Т. Калашников» и его партнеры использовали не зарегистрированный на это общество бренд, а изображение всемирно известного автомата Калашникова образца 1947 года с обозначением «АК-47».

В октябре 2015 года была проведена социологическая экспертиза, выводы которой тоже оказались удивительными. Людям в ходе исследования показывали изображение спорного бренда для использования на игрушках, то есть контура автомата Калашникова с надписью: «АК-47». Естественно, у людей оно ассоциировалось именно с настоящим автоматом Калашникова или макетом автомата, а не с игрушками, на которых наносился такой логотип. То есть ЗАО «М. Т. Калашников» вроде как само виновато, что не занималось популяризацией этого изображения.

Михаил Калашников. Фото: forte.jor.brОтклонил суд и доводы о том, что концерн «Калашников» не является правопреемником Михаила Калашникова, создавшего АК-47, так как они не относятся к предмету спора. В итоге родственники легендарного конструктора суд в апреле этого года проиграли. По сути, суд встал на сторону концерна, потому что сами автоматы и их макеты, использующиеся в качестве учебных пособий или сувениров, обывателям знакомы и спорный логотип они воспринимают как изображение этих изделий, а не как бренд игрушек.

Вполне возможно, что, окончательно выиграв суд и в кассации, концерн аналогичным образом может лишить родственников Калашникова прав на использование бренда, созданного Михаилом Тимофеевичем, и в отношении других групп товаров одежды и головных уборов.

Прежний логотип концерна «Калашников». Фото: arms-expo.ruКак известно, нынешнее руководство предприятия, как и предыдущее, охотно стремилось использовать бренд Калашникова для выпуска различной сувенирной продукции, одежды, кепок и т. д. Еще при прежнем руководстве был разработан новый логотип предприятия, который представлял собой стилизованное изображение АК. Под него был создан целый каталог с брендированной продукцией.

Нынешние логотипы направлений продукции концерна «Калашников». Фото: kalashnikovconcern.ruПосле смены руководства концерна этот логотип назвали безвкусицей и потратили порядка 20 млн рублей на ребрендинг. В результате появился новый логотип концерна и трех направлений продукции: «Калашников» боевое оружие, Baikal охотничье, IZHMASH спортивное. Ни в логотипе концерна, ни в логотипе направления боевого оружия нет стилизованных изображений АК.

Гендиректор и совладелец концерна «Калашников» Алексей Криворучко. Фото: tass.ruУ среднестатистического жителя России, да и, пожалуй, у ценителей оружия из-за рубежа, эти новоделы, нарисованные студией, вряд ли ассоциируются с автоматом Калашникова. Чего не скажешь о спорном бренде, повторяющем силуэт автомата со всемирно известной надписью: «АК-47». На непонятных стилизованных буквах «К» на футболках, кружках и игрушках так заработать, как на изображениях автомата. Именно поэтому стоит ожидать дальнейшего ожесточенного сражения концерна в судах с родственниками Калашникова. Ничего личного, просто бизнес. И неважно, что Михаил Тимофеевич по простоте душевной подарил свою фамилию концерну и денег за это не попросил.

Предприятию пора бы уже заняться судами с заводами за рубежом, которые без разрешения «Калашникова» клепают у себя самые популярные модификации АК и продают их по более низким ценам. Американцы после введения санкций в отношении концерна зарегистрировали бренд у себя и без зазрения совести собирают автоматы Калашникова, пока концерну нельзя продавать боевое оружие в США. Но это долгий и сложный процесс. С игрушками как-то попроще.


Читайте также


comments powered by HyperComments