Полная версия Мобильная версия

Болячки года. В 2015-м в Ижевске попрали права людей на заботу, безопасность и комфорт

K 3051
J
Жанна Ситникова

2015 год жителям Ижевска, а подчас и всей Удмуртии, принес три напасти, которые, как выяснилось, не поддаются лечению и уже стали притчей во языцех: медпомощь, тепло и проезд. Болячки эти разрослись до состояния огромного нарыва на теле города и республики, возмущение беспределом прозвучало на всех уровнях: от бабушек у подъезда до резиденции главы. По поднятым вопросам собирали консилиумы, но пациент все равно скорее мертв, чем жив.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»

Болячка первая: оптимизация

Странные и малоприятные симптомы оптимизации ижевчане, как и все население Удмуртии, стали замечать, конечно же, давно. Но в этом году болезнь проявила себя во всей своей сокрушающей мощи. Для постановки точного диагноза прямым указом из кабинета главы российского Минздрава Вероники Скворцовой был привлечен аж Росздравнадзор.

«Отдельные положения Территориальной программы государственных гарантий на 2015 год создают условия для нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья и потенциально способствуют подмене оказания бесплатных услуг платными, — говорится в сообщении надзорного ведомства. — Превышены сроки ожидания оказания специализированной помощи до трех месяцев при КТ, МРТ, ангиографии».

Это если коротко. А если подробнее — нехватка врачей, невозможность попасть на обследованиеФото: territory-online.ru с помощью высокотехнологичного оборудования, очереди в поликлиниках, многочасовые ожидания скорой, сокращение койко-мест в больницах и самих стационаров, формальный подход к лечению пациентов и многое-многое другое.

При слове «оптимизация» люди едва ли не плюются, глава же Минздрава Удмуртии Алексей Чуршин может говорить о ней часами, вдохновенно убеждая, что в результате всех перемен мы получим медицину европейского уровня, а закрытие больниц, слияние поликлиник, сокращение койко-мест и персонала, перевод оперирующих хирургов на амбулаторный прием никак не скажется на доступности медицинских услуг. А по поводу итогов проверки Росздравнадзора Алексей Чуршин дал понять, что все болячки — от нарушения кровотока, то есть скудности финансового потока, и у всего, в чем надзорный орган упрекнул удмуртское здравоохранение, — системный, общероссийский характер.

«Это говорит о чём — не регионы виноваты, а сбой находится на федеральном уровне, раз такое большое количество нарушений в регионах страны, — отметил Алексей Чуршин. — Не скрою, с некоторыми выводами комиссии я согласен».

Фото: ©«ДЕНЬ.org» Результатом обнародования итогов проверки стал вызов на ковер в резиденцию главы Удмуртии. Александр Соловьев посоветовал министру уволить бесполезных замов. Журналисты как-то поинтересовались у главного врача республики, кого он принесет в жертву. «Никого», — ответил Алексей Чуршин.

«Никого увольнять не будем, — заявил министр. — Потому что не за что. Некоторые главврачи понесут административное наказание по выявленным нарушениям, а в целом, я считаю, у нас в министерстве слаженная команда. Да, с некоторыми мне работать некомфортно, но я вижу, что это профессионалы, которые болеют за свое дело душой, поэтому будем продолжать работать».

Все выглядит так, как будто министр не исполнил практически прямой приказ главы очистить кресла замов. Поговаривали, что так и своего кресла лишиться недолго, но Алексей Чуршин на этот счет спокоен.

«У меня контракт на пять лет — до 2019 года, — сказал министр. — Меня поддерживают врачи, поддерживает руководство республики, и я намерен отработать свой срок до конца, я в это верю».

А вот население уже не верит, что когда-нибудь в Удмуртии медицина станет по-настоящему доступной.

Болячка вторая: дырявые трубы

О том, что с теплосетями в Ижевске не все в порядке, люди, конечно же, тоже догадывались. Фото: ©«ДЕНЬ.org»Некоторые семьи годами боролись за то, чтобы в холодное время года в их квартирах была нормальная по ощущениям, а не нормативная по СанПиН температура воздуха.

Но для большинства ижевчан холодные батареи на фоне резкого похолодания до минус 8 градусов стали настоящим откровением. День терпели, надеясь, что к вечеру напасть пройдет сама собой, как насморк; второй терпели, наивно полагая, что заминка — в воздушных подушках в системе и все равно все пройдет; на третий день народ просто оборвал телефоны управляющих компаний и Госжилинспекции, потому что не смог дозвониться до замораживающего город возбудителя — УКСа.

Соцсети переполнились постами об отсутствии тепла и дискуссиями, кто виноват. Тон сообщений руководителя ГЖИ Марата Исмагилова был похож на истерику интерна, впервые столкнувшегося со смертью пациента, то есть с реальным срывом начала отопительного сезона.

«Тепловые сети в Ижевске не готовы к подаче тепла в многоквартирные дома, — писал в «Фейсбуке» глава ГЖИ. — Работы или не производились раньше, или не производятся сейчас. Даже сейчас на открытых перекопах нет информации о работах и не видно работников! Большое количество людей мерзнет уже второй день! Обращения в Госжилинспекцию не прекращаются! Выясняем, что происходит с запуском тепла в домах, где причины отсутствия отопления — устранение повреждений на теплотрассе, но внешних работ на сетях не видно!»

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Интонации исполнительного директора УКСа Ярослава Балобанова, отвечавшего в соцсетях на упреки в бездеятельности и попустительстве, вызывали в сознании образ доктора-циника, понимающего, что попытки спасти пациента бесполезны.

К слову, Балобанову многие сочувствовали, понимая, что он — это ширма, которой прикрывается структура олигарха Вексельберга, арендовавшая городские теплосети и выкачивающая таким образом из населения Ижевска деньги.

«Все мы знаем, что УКС деньгами, собранными с населения и организаций за тепло, не распоряжается, — сказал на депутатских слушаниях глава комиссии Гордумы Ижевска по ЖКХ Сергей Сурнин. — Они (УКС. — Прим. ред.) не могут здесь эти деньги оставить, все уходит в Москву или за границу».

Теплосети сданы в аренду с условием их модернизации, на которую должны пойти собранные за поставленное тепло деньги плюс собственные инвестиции. Виктор Вексельберг, владелец энергетического монстра под названием ПАО «Т Плюс», поступил как хирург, коробками таскающий спирт из процедурной: миллиарды платежей забрал, инвестиции не вложил. И так — с 2008 года.

Зато чиновники теперь головы ломают, как невыгодный для города договор аренды Виктор Вексельберг. Фото:olligator.ruтеплосетей умудрились подписать и как теперь это лечить.

А Ярослав Балобанов считает, что все залечили уже.

«У нас был план работ, и мы этот план выполняли, — сказал Ярослав Балобанов. — Гидроиспытания все были проведены, всё заактировано. Все ремонты плановые были осуществлены и будут осуществляться еще. До конца года у нас запланированы мероприятия. Поэтому, каким образом еще можно было подготовить сети, разве что сплясать?»

Болячка третья: цена проезда

И к повышению стоимости проезда в общественном транспорте ижевчане тоже были готовы, но все равно от известия о 20- рублевой цене билета было как-то обидно, потому что понимали — от этой напасти вакцины нет.

Причина этой болезни, сообщили народу, колоссальные убытки транспортных компаний. Склоняя правительство к принятию решения о повышении, транспортники не стеснялись «давить на чувства», практически угрожая устроить автобусно-трамвайно-троллейбусный коллапс.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»«Крупные транспортные предприятия объявили о невозможности проведения безболезненной для пассажиров оптимизации в случае, если тариф не будет пересмотрен, — сказала накануне повышения пресс-секретарь ИПОПАТ и ИжГЭТ Наталья Кузнецова. — Дальнейший путь развития ситуации в случае негативного решения — сокращать число рейсов, закрывать наиболее убыточные маршруты. Малые предприятия, которые работают на этом рынке, заявили о том, что еще полгода работы в такой экономической обстановке приведет к решению о закрытии бизнеса».

То же самое Наталья Кузнецова говорила при каждом повышении на протяжении нескольких лет. Словом, общественный транспорт — это хроник какой-то, которого лечат-лечат, а у него с периодичностью раз в год-полтора случаются рецидивы. И каждый раз заявляют — повышение это не для получения прибыли, а ради выплаты долгов. Так раз таблетки не помогают, может, пора вмешиваться оперативно?

«По моему мнению, если транспортники не готовы зарабатывать с повышения пассажиропотокаФото: ©«ДЕНЬ.org» и надеются только на рост цены за проезд, стоит начать переговоры о муниципализации ИПОПАТ, — считает руководитель фракции «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в Гордуме Ижевска Сергей Щукин. — Это один из тезисов предвыборной программы «ПАТРИОТОВ РОССИИ» на сентябрьских выборах, но думаю, что его разделяют многие депутаты, независимо от партийной принадлежности».

Видимо, без консилиума именитых профессоров, то есть специалистов в области пассажирских перевозок, здесь не обойтись. Кстати, выпрашивая разрешение на повышение стоимости проезда, транспортники обещаний больше так не делать не давали.

 

P. S. Вышеперечисленные болячки, наверное, пора сравнивать с эпидемией какого-нибудь опасного заболевания: распространяются быстро, лечения не существует. Люди устраивают пикеты и митинги, власть чуть ли кулаком по столу стучит, а заразе – все нипочём. Впору нетрадиционное оздоровление применять, вот только кто на него решится?


Читайте также