Полная версия Мобильная версия

Дотянуться до знаний. Что ждать от дистанционной формы обучения – прорыв или деградацию?

K 3373
J
Ксения Макшакова

Фото Ксении МакшаковойРежим самоизоляции не оставил выбора. Дистанционное обучение стало для школ спасением. Что ждёт сферу образования, когда закончится пандемия? Станет ли «дистанционка» полноценной формой обучения, которая будет соперничать с традиционной школой?

В марте 2020 года все учебные заведения России перешли на дистанционное обучение. Это стало неожиданностью для всех. Часть учебных заведений долгое время не уходили на карантин, надеясь, что все образуется. Однако, с 6 апреля все школы и учреждения СПО перешли на организацию бесконтактного образовательного процесса с использованием дистанционных и электронных форм обучения.

Дистанционное обучение существует давно, но массовое применение получило только сейчас. Пандемия диктует свои условия. Этой формой обучения пользовались школы для детей с ограниченными возможностями и вечерние школы. Высшие заведения так же использовали дистанционный метод для заочной формы обучения.

Скриншот с сайта dnevnik.ruРаньше учителя дистанционного обучения занимались с учениками индивидуально или собирали небольшие группы, но в данной ситуации сделать этого не получится. В каждом классе около 20 учащихся и не всякая платформа может соединять такое количество пользователей, не говоря уже о том, что таких классов очень много. Что и случилось, когда дети вышли в интернет: «Электронный дневник», «Учи.Ру», «ЯндексУчебник» и многие другие сервисы зависли. Ни о каких уроках речи уже не шло.

Интернет начал нуждаться в платформе для проведения удаленного обучения. Крупные компании почти сразу запустили платформу для дистанционных занятий, после присоединились и другие региональные порталы, но это не спасло ситуацию.

Многие дети из семей среднего достатка и ниже зачастую не имеют ни одного ноутбука или компьютера с выходом в интернет. Если в городах с этим проще, то в глубинке обеспеченность компьютерами - большая проблема. Обучаться с помощью телефона очень проблематично - слишком мелкие знаки, ничего не разобрать.

Вот, что говорит по этому поводу учитель русского языка со стажем 15 лет из села, где количество учеников в школе около 700 человек:

- Все очень плохо. Много времени уходит на все. Дети не могу разобраться, элементарно открыть задание. Сайты висят. Готовил задания на продвинутых сайтах, но увы… И дети, и родители, и педагоги - за оффлайн. И это я еще не успел проверить качество заданий, голова кругом идет!

Фото Ксении Макшаковой Подобная ситуация происходит и в городах. На эту тему высказалась учитель истории и обществознания, со стажем 5 лет:

- Мало того, что не все дети имеют возможность посещать онлайн уроки, так и мы не знаем, где их проводить. Задания даем через «Электронный дневник», но он постоянно зависает, некоторые дети не успевают даже ссылку открыть. Какие занятия возможны в таких условиях? К тому же не у всех педагогов есть возможность проводить онлайн уроки, некоторые пользуются интернет-сервисами хуже детей. Получается, что не учителя учат детей, а наоборот. Пока все плохо, наша система образования не подходит для дистанционного обучения.

Учителя пожелали остаться анонимными и убедительно просили не указывать школы. Боятся проблем, которые у них могут возникнуть.

Часть учеников поддерживает учителей, особенно те, кто уже заканчивают учебу в школе (9-11 классы), но учащиеся младших классов менее ответственны.

Семиклассник Володя ответил мне между делом (я отвлекала его от игры):

- На «дистанционке» фигней всякой занимаюсь, - сказал мальчишка после долгой паузы, во время которой он пытался «убить босса» в своём гаджете, - ну, только «домашки» больше в два раза задают. Всегда бы так учился, - подытожил семиклассник довольным голосом и продолжил играть.

Выпускник Александр (11 класс) не поддерживает такой позиции:

-Мне не очень нравится так учиться, специальных программ у нас нет, есть два сайта, на одном есть курсы (там лекции и тесты), некоторые преподы там дают задания, на другом сайте есть категория «вопросы и ответы» и туда пишут преподаватели, но опять же не все. В итоге моя основная работа - это писать конспекты и отправлять их. Некоторые скидывают методички по лабораторным работам, но я пока ни одной не делал. Онлайн занятий, считай, нет совсем, всего два раза за все время карантина. Ну, и недавно еще преподавательница, которая ведет у нас один из предметов, создала «беседу» в Вконтакте, чтобы мы могли с ней общаться на тему домашнего задания. В общем, мне куда приятней было ходить в школу, чем сидеть так дома.

Мнение учеников о «дистанционке» разное, а у учителей оно сходится - неудобно. Между тем, переход на дистанционное обучение возложил дополнительную нагрузку ещё и на родителей учеников.

Мама трёх детей школьного возраста очень недовольна:

- На старших детей ещё можно надавить ответственностью, - говорит она, - но что делать с первоклашкой? Он же ничего не понимает. Терпения сидеть и смотреть не хватает. С ним нужно постоянно сидеть и объяснять, а потом еще домашнюю работу делать, вот и получается, что весь день делаем уроки. Но мне же еще и домашними делами нужно заниматься!

Другая мать двух сельских школьников тоже недовольна:

- Я живу в селе, и я не понимаю как так можно. У нас нет ноутбука или компьютера, а смартфон вообще только у меня есть. У детей кнопочные телефоны и как им заниматься? Меня нет дома – я работаю до 16 часов.

Фото Ксении МакшаковойМинистра образования и науки Удмуртии Светлану Болотникову, видимо, такие мелочи не интересуют. Вот, что пишет министр на своей станице Вконтакте:

-В условиях режима самоизоляции прошу контролировать выполнение всех поступающих от преподавателей заданий. Если ваш ребенок не получил задание, свяжитесь с классным руководителем. Помните, что только совместными усилиями мы сможем организовать образовательный процесс в сложившихся условиях!

Только как «контролировать процесс», если родители учеников вынуждены работать?

Была ли сама идея перейти на дистанционное обучение изначально реализуемой? Казалось бы, во время «карантина» должно появиться много свободного времени. Однако, из-за массовой не оснащенности компьютерами и недостаточной грамотности, использовать свободное время впрок оказалось трудно. Раньше за обучение учеников отвечали учителя. Сейчас эта нагрузка легла на плечи родителей.

Что произойдёт, когда режим самоизоляции снимут? Скорее всего, всё быстро вернётся на свои круги. О переходе на современные дистанционные формы обучения быстро забудут и учителя, и родители, и министр образования. Денег же нет - ни у государства, ни у пострадавших от кризиса родителей учеников. И только «успешно» перешедший в 8 класс мальчик Вова будет с грустью вспоминать, как он классно учился в период «дистанционки». 

Источник: Говорит Воткинск 


Читайте также


comments powered by HyperComments