Полная версия Мобильная версия

Дожить до миллиона? Красивая молочная идея в Удмуртии рискует прокиснуть

K 3971
J
Дмитрий Манылов

Племенные быки Форд и Фокус стараются вовсю, тем не менее поголовье падает, и на пути к одному миллиону тонн молока в Удмуртии в год начались проблемы. Идея пилотного проекта на федеральном уровне всерьез не обсуждается, а «дорожная карта» по достижению красивой цели, разработанная Минсельхозпродом УР и прошедшая публичные консультации еще в середине октября, «зависла» в правительственных коридорах.

Использовано фото с сайтаvashgorod.ru На очередное республиканское совещание в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия по вопросам производства молока и движению животных министр Александр Прохоров приехал с сессии Госсовета УР с хорошей новостью: удалось добиться дополнительных бюджетных ассигнований в размере 120 млн рублей на развитие молочного животноводства в 2016 году.

Это пока все, что дополнительно перепало отрасли для достижения громкой, объявленной на всю страну цели — довести валовое производство молока в Удмуртии к 2020 году до 1 млн тонн. При том, что формально программа поддержана всеми и ей дан «зеленый свет» на федеральном уровне. В принятом 18 ноября постановлении Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Удмуртской Республики» Министерству сельского хозяйства РФ рекомендовано рассмотреть вопрос о реализации в Удмуртии пилотного проекта по развитию молочного производства.Фото: © «День.org»

Потребности наших животноводов для достижения заявленных объемов производства молока четко расписаны в «дорожной карте», подготовленной Минсельхозпродом УР. Еще 14 октября по ней закончились публичные слушания, и документ ушел на утверждение в правительство Удмуртии. Дальше начался этап согласований, который продолжается и по сей день. Основная проблема в том, что республиканские власти не готовы учесть в бюджете расходы, отраженные в «дорожной карте». Хотя сумма, учитывая масштабность задачи, совсем не запредельная. На 2016 год «дорожная карта» предусматривает ассигнования в размере 1,15 млрд рублей.

Пилотный проект не случится?

На вопрос «ДЕНЬ.org» о том, насколько в финансировании может помочь бюджет РФ, с учетом рекомендации Совета Федерации по поводу пилотного проекта, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Удмуртии Евгений Шкарупа ответил, что федерация принципиально не субсидирует многие из тех затрат, которые как раз нужны для достижения задачи по увеличению молочного производства, например, приобретение племенного скота. Теоретически можно рассчитывать на федеральную поддержку строительства коровников, но тут тоже есть ограничения: Москва не поддерживает возведение ферм менее чем на 400 голов, а многим хозяйствам Удмуртии нужны коровники на 200 голов.

Запуск новой фермы в Вавожском районе — одном из лидеров по молоку. Фото: ijevsk.monavista.ruСудя по всему, вероятность появления федерального пилотного проекта по молоку в Удмуртии невысока. Возможно, где-нибудь к марту будущего года, если экономическая конъюнктура будет благоприятствовать, животноводам удастся добиться дополнительных ассигнований на развитие молочного производства через внесение поправок в бюджет.

Цифры, приведенные в «дорожной карте» Минсельхозпрода УР, наглядно демонстрируют направления, которые нужно финансировать для достижения результата. В Удмуртии идет очевидный рост интенсивных показателей, характеризующих молочное производство. Надои молока на одну корову с 2010-го по 2014 год увеличились на 534 кг и превысили 5 тонн в год. Увеличился выход телят на 100 маток, выросла рентабельность производства. Валовое производство достигло 724 тысяч тонн в 2014 году.

Коров должно быть больше

За счет увеличения надоев с одной коровы удается обеспечивать рост валового производства, но при этом поголовье с 2010-го по 2014 год снизилось более чем на 11 тысяч  — это 8% к уровню прошлого года. Евгений Шкарупа пояснил, что поголовье уменьшается по двум основным причинам — лейкоз и недостаточная активность хозяйств в приобретении скота. Племенной скот в Удмуртии есть, и сегодня около половины его уходит за пределы республики.

В «дорожной карте» содержится вывод о том, что для достижения миллионного производства молока к 2020 году нужно увеличить численность скота на 41 300 голов. Основной механизм — государственное субсидирование. Сейчас в Удмуртии субсидия на приобретение племенных животных составляет 26 тысяч рублей за голову, при том, что в некоторых соседних регионах эта сумма доходит до 70 тысяч рублей. «Дорожная карта» предусматривает увеличение субсидии до 50 тысяч рублей, в Минсельхозпроде УР предполагают, что реальная сумма на будущий год — 40 тысяч рублей.Фото: bankir.livejournal.com

Монополистическая арифметика

Может быть, из-за того, что хозяйства ждут повышения субсидии, сложилась такая ситуация, что уже сейчас Удмуртия может субсидировать затраты по покупке около 300 голов, животноводам постоянно напоминают об этом, но деньги республиканского бюджета остаются невостребованными. Хотя в кулуарах совещания мне сказали, что причина по большей части в том, что у хозяйств просто нет денег. Цена одной коровы для молочного производства сейчас около 135 тысяч рублей. Даже с учетом субсидии, которую при желании можно получить уже через месяц после покупки животных, для большинства хозяйств это проблема.

Та же ситуация и со строительством коровников: на будущий год планируется субсидировать их возведение исходя из суммы около 37 тысяч рублей за одно ското-место. Общая цена ското-места без учета цены приобретаемых животных — более 200 тысяч рублей. При кредитной ставке 20 и более процентов ресурсы для развития производства становятся неподъемными, да и получить эти кредиты непросто.

Фото: m.yk.news.kzХорошей иллюстрацией к этим проблемам может стать простое сравнение динамики закупочных цен на молоко и розничных цен на полках магазинов. Сегодня 90% всего молока у хозяйств закупают два предприятия — «МИЛКОМ» и «Ува-Молоко». По данным на 2 декабря, «МИЛКОМ» закупал молоко у хозяйств по 19,5 рубля, «Ува-Молоко» — по 20 рублей за литр. По информации Минсельхозпрода, средняя цена закупа в 2014 году на ту же дату была выше на 1,14 рубля.

На начало декабря в рознице пастеризованное молоко стоило 40,27 рубля, а год назад — 37,91 рубля — такие данные приводит Удмуртстат. То есть при снижении цены закупа розничная цена выросла на 2,36 рубля. Причем розница, как правило, держит наценку на одном уровне, то есть эта разнонаправленная динамика цен сказалась, как это обычно бывает, на увеличении маржи переработчиков. К сожалению, сейчас это естественная ситуация.

В Удмуртии 106 средних хозяйств производят почти 50% молока, малые фермерские хозяйства — еще 31,5%, на долю трех крупных индустриальных ферм приходятся оставшиеся 18,5% молочного производства. У переработчиков 90% обеспечивают два уже названных предприятия. В итоге они и диктуют цену. Законы рынка делают укрупнение экономических субъектов, а значит и монополизм, неизбежными. Альтернатива — крупные кооперативы. Правда, посмотрев на то, как сложно районам Удмуртии, не говоря уже об отдельных хозяйствах, договориться о справедливом распределении дополнительных субсидий, становится понятно, насколько кооперативная идея утопична.


Читайте также