Полная версия Мобильная версия

Эмиссар Удмуртии. Олег Радионов рассказал о том, что успел, а что нет на посту главы Минпрома

K 3288
J
Михаил Красильников

Олег Радионов улетел, но обещал связи с родной Удмуртией не разрывать. Более того, он намерен поспособствовать налаживанию отношений предприятий республики с заводами Калининградской области. В последний день работы на посту главы Минпромторга УР он пообщался с журналистами.

Фото: ©День.org16 октября Олег Радионов сложил с себя полномочия министра промышленности и торговли Удмуртской Республики. С понедельника эти обязанности будет исполнять его зам Виктор Лашкарев, который достаточно давно работает в ведомстве. «Исполняющим обязанности он будет на неопределенный срок, тут окончательно решение по результатам его работы будет принимать руководство республики. Оправдает доверие, будет эффективно работать — будет назначен на должность окончательно», — пояснил Радионов.

На встречу с журналистами министр пришел в приподнятом настроении, однако чувствовалось в нем некое волнение. Он переезжает на работу хоть и на аналогичном посту, но в другой, незнакомый ему регион, причем весьма необычный во всех отношениях. Предложение возглавить Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области поступило к нему неожиданно от губернатора региона Николая Цуканова. Как оказалось, Цуканову чиновника из Удмуртии порекомендовали в Минпромторге России. Несколько лет назад Радионов проходил там стажировку и, похоже, очень хорошо себя показал, так что был зачислен в кадровый резерв.

Фото: ©День.org«Давно и плодотворно с вами сотрудничаем. Надеюсь, окончательно контакты с вами не разорвем, продолжим сотрудничество, хоть я и буду в другом регионе. Конечно же, не мог с вами не встретиться, перед тем как покинуть родную Удмуртию», — начал пресс-конференцию Олег Радионов.

Надо отметить, что у журналистов он всегда был в числе министров-любимчиков, с которыми легко было наладить контакт, получить необходимую информацию или комментарий.

«Постараюсь, чтобы связь с Удмуртией трансформировалась в экономические связи с Калининградской областью. Это форпост России, удобный мост взаимодействия с Европейским союзом. Промышленные связи между регионами по некоторым направлениям можно развивать и упрочнять», — сказал Радионов.

Главным преимуществом промышленности Удмуртии он назвал ее многоплановость. Здесь представлены самые разные отрасли: от добычи полезных ископаемых до высокотехнологического приборостроения, развиты машиностроение, металлургия, лесопромышленный комплекс, легкая промышленность. Именно наличие разнообразных предприятий позволяет республике удерживать рост объемов промпроизводства в нынешнем кризисном для экономики году, тогда как в целом по стране этот показатель упал на 3,2%. В Удмуртии индекс промпроизводства за 9 месяцев, по данным Удмуртстата, составил 0,4%. Драйверами роста в 2015 году он назвал автопром и оборонку. Первый показывает увеличение объемов производства в 2 раза благодаря запуску новых моделей автомобилей на «ИжАвто». Причем экономику поддерживает и высокий уровень локализации производства. Многие поставщики автокомпонентов для завода находятся в Удмуртии. Так, по «Весте» уровень локализации составляет 71%, по «Гранте» — 85%, по моделям «Ниссан» — до 40%. Оборонные предприятия, по ожиданиям, в этом году покажут рост по спецпродукции на 36%.

В целом за 7 лет, пока ведомством руководил Радионов, объем производства вырос в 2 раза — с 201,8 млрд рублей в 2009 году до 393 млрд в 2014-м. По итогам 2015-го, по его словам, республика перешагнет планку в 400 млрд. Инвестиции выросли в 3 раза — с 11 млрд до 31 млрд. Тут надо все же оговориться, что 2008–2009 годы показывали наиболее низкие результаты экономики ввиду кризиса. С 2010 года началось постепенное восстановление. Однако успехи можно вполне приписать и министерству, которое в это непростое время возглавил Олег Радионов. Особенно если вспомнить состояние трех крупнейших предприятий республики — «Ижмаша» (ныне концерн «Калашников»), Сарапульского радиозавода и Ижевского автозавода. «Ижмаш» представлял собой десятки предприятий со сложной структурой подчинения и собственности, в итоге объединившиеся в одно, владельцем которого стало государство в лице госкорпорации «Ростехнологии». СРЗ находился на грани банкротства, люди выходили на улицу. Предприятие удалось спасти от развала благодаря его фактической национализации. Республика помогла его восстановить, найти стратегического партнера, и сейчас оно работает стабильно. «ИжАвто» с современным оборудованием, которое для него закупала группа «СОК», также удалось сохранить от разворовывания. Производство было остановлено, цеха законсервированы, пока альянс «АвтоВАЗ-Рено-Ниссан» не решился сделать его одной из своих площадок.

Фото: ©День.orgИз того, что удалось сделать, Радионов также назвал сохранение объемов добычи нефти на уровне 10 млн тонн в год, программы по энергосбережению, реализованные на крупных заводах, инвестиционные проекты по модернизации и расширению производства, создание Удмуртского машиностроительного кластера, направление газомоторного топлива — закуплено 120 единиц общественного транспорта, в этом году будет приобретена спецтехника, работающая на газу, в следующем будут построены четыре АГЗС.

А что же Радионову сделать не удалось? По его признанию, похвастаться он не может созданием новых экономических площадок — особых зон в виде индустриальных и технопарков. В Удмуртии в настоящее время функционирует только один индустриальный парк «Развитие», созданный частным инвестором. У республики нет достаточных финансовых ресурсов, чтобы поспособствовать появлению еще девяти подобных площадок. Федерация может предоставить ресурсы только после их запуска в виде возврата налогов, уплаченных резидентами промпарка. На этом вопросе стоит сконцентрировать свое внимание преемнику, отметил Радионов. Кроме того, не закрыт вопрос по инвестору для площадки под бывшим заводом по уничтожению химоружия в Камбарке. Нет окончательного бизнес-проекта. Также преемнику стоит добиваться увеличения бюджетного финансирования программ развития промышленности.

В Калининградской области Радионова ждут вызовы. По экономическим показателям этот регион не сильно отличается от Удмуртии, однако здесь много особенностей, накладываемых отдаленностью от остальной части России и близостью стран Евросоюза. Перед новым министром ставятся задачи по привлечению инвестиций, увеличению локализации производства автомобилей на заводе «Автотор», развитию существующих и созданию новых промпарков и максимально безболезненному вхождению региона в 2016 год, когда по условиям ВТО будут отменены таможенные льготы.

Сегодня Олега Радионова должны представить уже в правительстве Калининградской области. Прощаясь с журналистами в минувшую пятницу, он отметил, что чувствует большую ответственность и хочет оправдать ожидания губернатора региона. Что ж, пожелаем ему успехов.


Читайте также