Полная версия Мобильная версия

Формализм на 5 млн рублей. «Доступная среда» в Ижевске остается недоступной для инвалидов

K 3786
J
Жанна Ситникова

Несмотря на активное обустройство доступной среды в Ижевске, большинство социально значимых зданий в столице Удмуртии по-прежнему недоступно для людей с ограниченными возможностями здоровья. Множество барьеров в виде бесполезных пандусов, высоких поребриков, отсутствия светоотражающих указателей — вот итог претворения программы в жизнь. Программы, на которую выделено 5 млн рублей федеральной и региональной казны. Насколько эффективно эти деньги тратятся, проверяли представители ОНФ в Удмуртии, которые вместе с инвалидами отправились по социальным учреждениям города.

Фото: vse.karelia.ru

Территория не для колясочников

Центральный автовокзал Ижевска даже у здорового человека вызывает инстинктивное желание обойти эту территорию стороной. Масса пассажиров, несущихся по прямой на объявленный рейс, водители-частники, столпившиеся в узком проходе и орущие прямо в ухо: «Воткинск, Воткинск, одно место по цене билета», ступеньки, вроде бы и невысокие, но такие незаметные, что люди здесь часто спотыкаются, и постоянно перекопанные тротуары — в таких условиях инвалиду-колясочнику, конечно же, передвигаться практически невозможно. Тем более что всеобщий хаос дополняет отсутствие пандусов и светоотражающих указателей.

«Центральный автовокзал уже год находился на контроле регионального отделения ОНФ, —Фото пресс-службы ОНФ в Удмуртии сообщили в Удмуртском отделении Народного фронта. — Дважды активисты ОНФ с журналистами выезжали сюда с рейдом. И оба раза представители администрации транспортного учреждения заверяли, что разрабатывают проект по оснащению территории вокзала доступной средой. В конце июня было обещано внедрить ее к началу сентября. Но вместо тактильных плит участники рейда увидели только разбитый асфальт. Внутри помещения и в туалете также нет никаких условий для инвалидов всех категорий».

Теперь ОНФ намерен привлечь для решения проблемы «тяжелую артиллерию» — обратиться в прокуратуру.

Фото пресс-службы ОНФ в Удмуртии«У нас город очень слабо приспособлен для самостоятельного передвижения в инвалидных креслах, — констатирует инвалид-колясочник Степан. — Поребрики очень высокие, за исключением тех тротуаров, что уложены недавно. Не попасть в аптеки, магазины, которые расположены в старых зданиях. Некоторые учреждения вроде бы оборудованы пандусами, но они с таким сильным уклоном, что даже сопровождающему трудно втолкнуть коляску».

Не видно даже на ощупь

Национальному театру Удмуртии в этом году по программе «Доступная среда» было выделено более 2 млн рублей на оснащение средствами ориентации для слабовидящих и индукционной системой для слабослышащих. Все это должно помочь людям с нарушениями слуха и зрения беспрепятственно попасть в зрительный зал и услышать актеров и музыкантов.

Оценить уровень доступности внутри театра проверяющие не смогли: двери были закрыты, хотя руководство было заранее предупреждено о проверке. Впрочем, даже до дверей слабовидящим экспертам без посторонней помощи добраться не удалось.  

«Тактильных направляющих и желтых полос на первой и последней ступенях нет, также Фото пресс-службы ОНФ в Удмуртииотсутствуют желтые круги на дверях, — поделились наблюдениями в ОНФ. — Не оказалось этих информационных знаков и в кассе театра, где по программе должны быть таблички, мнемосхемы, а также индукционная система для слабослышащих».

В итоге эксперты не увидели того, на что должны были быть потрачены 2 миллиона рублей.

«В последнее время учреждения культуры становятся доступнее для инвалидов, но такое ощущение, что в рамках программы "Доступная среда" инвалидами считаются только те, кто не может ходить! — посетовала инвалид по зрению Софья Михайловна. — Пандусы, лифты устанавливаются, а, например, слабовидящим, которые тоже хотели бы побывать на спектакле, концерте или каком-то другом культурном мероприятии, без сопровождающих в здания просто не попасть! Мы не видим лесенки, нам трудно ориентироваться в фойе, где не так много света, приходится проходящих мимо просить помочь добраться до зала, до своего места и даже до туалета».

Среда с барьерами

Эксперты побывали в театрах, музеях, колледже, налоговой инспекции, детском саду — всего в 15 учреждениях. По мнению активистов ОНФ, ни один из проверенных объектов нельзя считать полностью доступным: где-то нарушения незначительные, где-то грубые, но, так или иначе, они зафиксированы везде, и такая ситуация, к сожалению, пока остается «визитной карточкой» Ижевска.

«Пандусы для передвижения инвалидов есть во многих учреждениях города, но воспользоваться удобствами большей части из них с трудом может и здоровый человек, — рассказали активисты ОНФ. — Многие пандусы, как убедились участники рейда в парке Горького, просто опасны для здоровья. Кнопки вызова зачастую отсутствуют, а там, где они и есть, воспользоваться услугой для вызова помощи очень сложно».

Это говорит о неэффективном использовании выделенных денег, и это уже зона действия прокуратуры.

«К сожалению, во многих случаях подход к формированию доступной среды формальный, —Фото пресс-службы ОНФ в Удмуртии отметил член регионального штаба ОНФ в Удмуртии руководитель регионального отделения Всероссийского общества глухих Валерий Крылов. — А ведь  программа "Доступная среда" не только для  людей с ограниченными возможностями. В ней нуждаются и мамы с колясками, и беременные женщины, и пожилые люди, и люди, временно передвигающиеся на костылях из-за травмы».

Да что там пандусы и спецоборудование! Возле социальных учреждений города зачастую нет даже специальных мест на стоянках для инвалидов, хотя, чтобы нарисовать на асфальте специальный знак, много денег не нужно.

 

 


Читайте также