Полная версия Мобильная версия

Хакерские войны. Вирус, снимающий деньги с банковских карт, унес 8 млн рублей у жителей Удмуртии

K 2039
J
Владислав Мымрин

Общий ущерб, причиненный жителям Удмуртской Республики мобильными мошенниками с начала года, превысил 8 млн рублей. Вернуть украденные деньги практически невозможно, ведь неизвестно, кто вор и куда переведена пропавшая сумма. Пока полицейские не в силах самостоятельно разыскать преступников и разобраться с вирусом, похищающим деньги граждан.

Фото: ©День.orgПо словам начальника отделения Управления уголовного розыска МВД по Удмуртии Евгения Кайшева, в 2015 году случаи мошенничества в целом заметно участились, причем этот вид преступления в регионе стал доминирующим по сравнению с остальными.

Особенно популярным видом обмана стал перевод определенной суммы с чужой карты с помощью СМС-сообщения со ссылкой, по которой ничего не подозревающая жертва переходит и устанавливает на свой телефон вирус, открывающий доступ к услуге «Мобильный банк». Причем 99% случаев связаны с клиентами Сбербанка.

Фото: stavropolskiy.comЕще один распространенный способ получения чужих денег также связан с банками и телефоном. На мобильный приходит СМС с текстом: «Ваша карта заблокирована», после чего указывается определенный номер, по которому получателю необходимо срочно позвонить. Человек, получивший сообщение, перезванивает, ему отвечает псевдосотрудник банка, который просит продиктовать CVV-код, то есть цифры, находящиеся на оборотной стороне карты. Обладая этой информацией, преступники без проблем могут подключиться к «Мобильному банку» и перевести часть средств.

Этот же злосчастный код просят ввести мошенники на сайте Avito. Продавцу звонит человек из другого региона, говорит, что желает сделать предоплату, а потом приехать и забрать товар, и для этого просит номер карты. Позже он перезванивает и говорит, что деньги странным образом не переводятся и, чтобы удалось передать сумму, нужно знать эти заветные цифры. Правда, более традиционный вариант, когда продавец просит у покупателя перевести предоплату, а получив ее, исчезает.

Два месяца назад вновь активизировались преступники, которые звонят пожилым людям и сообщают, что их родственник попал в беду. Сначала трубку берет человек, изображающий родного, но в его речи есть дефект — например, разбил губу, и поэтому трудно говорить. После этого к телефону подходит полицейский, требующий взятку. Из-за шокового состояния жертва, желая спасти близкого, быстро переводит необходимую сумму.

Фото: ©День.orgИнтересно то, что из 3 200 случаев мошенничества 1 200 связаны с переводами с чужих карт. «Главная сложность раскрытия подобных преступлений заключается в том, что деньги невозможно найти после обналичивания. Все телефоны, сим-карты и банковские карты действуют лишь один раз. После того как операция выполнена, все данные уничтожаются», — говорит Евгений Кайшев. Никогда украденные деньги не остаются в Удмуртии. Суммы переводятся в другие регионы, где их обналичивают люди, нанятые преступниками для однократного совершения такой операции. На то, чтобы разработать всю цепочку преступлений из-за одного перевода, у полицейских есть лишь два месяца. Когда это время проходит, отыскать хоть какие-то следы потерянных средств невозможно.

В настоящее время несколько человек задержаны в пяти регионах страны. В основном это люди, занимающиеся обналичиванием, — эту нехитрую операцию может совершить почти кто угодно. Так, например, в Архангельске за такое занятие задержали простого 17-летнего студента. Более серьезные события развернулись в Алтайском крае. Там у троих подозреваемых нашли и изъяли 8 тысяч сим-карт, на которые перечислялись деньги потерпевших.

В Удмуртии похищенные средства никому еще не вернулись. Единственная принятая для решения проблемы мера — ограничение максимальной суммы перевода. Полицейские предлагали Сбербанку несколько способов борьбы с мошенниками, например, отказ от «Мобильного банка», но на большинство подобных просьб они получали отказ.

Что касается неизведанного вируса — он вышел лишь в этом году, и пока сотрудники правоохранительных органов не нашли специалиста, способного справиться с ним.

Напоследок полицейские дали несколько рекомендаций для того, чтобы не стать жертвой мобильных мошенников. Во-первых, не стоит сообщать посторонним, пусть даже сотрудникам банка, PIN- или CVV-код, срок действия карты, идентификатор, пароль интернет-банка и одноразовые пароли для проведения операций. Во-вторых, не нужно устанавливать на мобильный телефон приложения из неизвестных источников. Также стоит помнить, что банк никогда не рассылает клиентам ссылки или указания на установку приложений через SMS, MMS или email и не запрашивает пароли для отмены операций в онлайн-режиме. Еще одна рекомендация: для входа в личный кабинет требуется только идентификатор и пароль (иногда одноразовый). Любой другой персональной информации для этого не нужно.

Конечно же, всегда стоит внимательно проверять текст СМС с одноразовыми паролями — реквизиты получателя в сообщении должны соответствовать реквизитам платежа, набранного клиентом. Вводить одноразовые пароли следует только в том случае, если они совпадают. При любых подозрениях на то, что кто-то посторонний пытается взломать пароль, или запросах на выполнение непонятных операций нужно срочно обратиться в банк.


Читайте также


comments powered by HyperComments