Полная версия Мобильная версия

Концессионер в спячке. Правительство Удмуртии решило, что без рабочей группы мост не достроить

K 2030
J
Дмитрий Манылов

Попробуем разобраться с тем, что могут означать две последние новости по камской мостостроительной концессии. На днях правительство Удмуртии разместило сообщение о создании межведомственной рабочей группы по реализации концессионного соглашения и об условиях банковской гарантии исполнения обязательств концессионера, то есть ООО «Региональная инвестиционная компания».

Фото: vk.com (Камбарка)Отметим, что в сообщении нет ни слова о том, что думает по поводу гарантии сам концессионер. Кое-что разъяснил на своей пресс-конференции свежеиспеченный руководитель межведомственной рабочей группы, до сих пор исполняющий обязанности зампреда правительства Удмуртии Рафис Касимов. По его словам, срок предыдущей гарантии истек в сентябре, и ее обновление — это формальность, которую концессионер обещает соблюсти буквально на днях. При этом Рафис Касимов сообщил о том, что строительство на объекте фактически приостановлено.

Ускользающий концессионер

«Логово» концессионера. Фото: moscow.wikimapia.org«ДЕНЬ.org» решил получить разъяснения из первых рук, позвонив в московский офис Региональной инвестиционной компании на Верхней Радищевской, 6.

«Я попробую, но мне кажется, что его просто даже и на месте нету», — ответил вежливый женский голос на мою просьбу соединить с генеральным директором компании Сергеем Полевиковым. Его действительно не оказалось на месте, как не было и бухгалтера и вообще никого из явно очень немногочисленного персонала компании.

«Звоните в понедельник», — со всей вежливостью и осторожностью отфутболили меня диспетчеры на ресепшен.

С концессионером все понятно — кипрский офшор с юридическим адресом, по которому зарегистрировано еще как минимум 8 компаний, директор которого, согласно открытым данным, директорствует еще в 21 компании. Следующий наш шаг — звонок подрядчику ООО «Мостострой-12» — также оказался неудачным, в течение всего дня дозвониться до их тюменского офиса не удалось.

Фото: пресс-служба главы и правительства Удмуртии.Теперь представим себе банк, для которого, как сообщил Рафис Касимов, выдача гарантии по обязательствам концессионера — это простая формальность. Для банка с точки зрения методологии оценки рисков выдача гарантии — это практически тот же кредит, только вероятный, отложенный на будущее. Предоставляя гарантию, банк обязан провести анализ финансового состояния клиента, его текущей хозяйственной деятельности. Причем эта процедура находится под жестким контролем со стороны регулятора.

Отсутствующий подрядчик

Вниманию банковского эксперта, который начнет заниматься оформлением гарантии, неизбежно предстанет довольно унылая картина — неотвечающие телефоны, остановленные работы на объекте и множество свежих судебных исков к «Мостострою-12». Их действительно много — только за неполный декабрь на сайте Арбитражного суда появилась информация о девяти новых исках о взыскании задолженности.

Министр транспорта Удмуртии докладывает депутатам о проблемах концессионера. Фото: скриншот с видеоролика канала «Моя Удмуртия»Появились и новые арбитражные дела по неисполнению подрядчиком предписаний Ростехнадзора. Официальный комментарий Удмуртского представительства Западно-Уральского управления Ростехнадзора пока получить не удалось, но его представитель в телефонном разговоре рассказала о том, что главная проблема, по которой «Мостострой-12» недавно был оштрафован, решена. Речь идет о не утвержденных по результатам повторной экспертизы изменений в первоначальную проектную документацию по строительству мостов.

«Прошли экспертизу изменений, — отрезала представитель Ростехнадзора, — однако у нас есть и другие основания для подачи исков».

Как бы там ни было, но раз есть основания, значит, на объекте не все в порядке с точки зрения технической безопасности. По самым свежим данным, там не выполнены работы еще на 1,6 млрд руб., и это, по словам Рафиса Касимова, не только пункты сбора платы, но и укрепительные работы у подножия дороги и моста. Очередной озвученный властями срок окончания работ — июль 2017 года.

В ноябре вахтовый городок еще жил. Фото: cкриншот с видеоролика канала «Моя Удмуртия».Поскольку речь идет об укрепительных работах, возникает вопрос о том, что будет с мостом и с подъездными путями весной. Не будет ли разрушено то, что уже с таким трудом удалось построить? Государство в который раз наступает на одни и те же грабли — концессионер и подрядчик изначально не имели необходимых ресурсов для проведения работ. Как это часто бывает, они получили государственное финансирование, банковские кредиты — использовали эти средства, оставляя собственные вложения в проект напоследок.

Сейчас из 1,3 млрд республиканскому бюджету осталось профинансировать всего 270 млн руб., а у концессионера еще более полутора миллиардов. При этом премьер Виктор Савельев заявил в конце октября: «Мы авансировать ничего не будем». Это при том, что основные республиканские средства уже вложены, на тот момент, по его же словам, оставалось только 308 млн руб. Кстати, если Рафис Касимов не ошибся, говоря об оставшихся 270 млн руб., то 38 млн руб. с тех пор все-таки перечислили дополнительно.

Теперь о созданной правительством межведомственной рабочей группе. Чиновники — люди тертые, и если рабочая группа по концессии создается, когда пропущены объявленные ранее даты официального открытия моста, когда истек срок банковской гарантии, то это очень похоже на банальное распыление ответственности. Похоже, что, сменив летом этого года подряд четырех директоров, в «Мостострое-12» тоже пытались размыть ответственность. Только они сделали это раньше, что не удивительно. Государство у нас всегда опаздывает.


Читайте также


comments powered by HyperComments