Полная версия Мобильная версия

Лидеры не меняются. Муниципальная, региональная власть и ГИБДД — самые коррумпированные в Удмуртии

K 5246
J
Жанна Ситникова

По итогам соцопроса, проведенного на сайте главы и правительства Удмуртии, составлен рейтинг органов власти и организаций, в которых, по мнению населения, чаще всего проявляется коррупция. Список все тот же на протяжении многих лет. Его возглавляет местное самоуправление (городские и районные администрации) — так считает  49,1% опрошенных, следом идет региональная власть — таково мнение 36% участников опроса, и замыкает тройку ГИБДД — 35%. Процветает коррупция, по данным опроса, в  сфере здравоохранения (31,3%) и образования (22,3%).

Лучше промолчу

Галочки в опросе проставили 755 жителей Удмуртии, практически поровну — мужчины и женщины. Около 50%  участников — ижевчане, более трети — из малых городов республики, и пятая часть — жители сельской местности. Выяснилось, что большинство опрошенных попадали в ситуации, когда «подарок» или «услуга» помогали им решить вопрос. И, что самое печальное, более половины респондентов готовы стать «молчаливыми свидетелями» коррупционных действий, так как их решение об информировании соответствующих структур о фактах коррупции «зависит от сложившейся ситуации». Количество потенциальных «молчунов» по сравнению с 2013 годом увеличилось вдвое.

фото: news.rufox.ru Антикоррупция не в действии

Отсутствие контроля за действиями чиновников и практически безнаказанность — вот главные причины коррупции, считают участники опроса. И вправду, выбирая между большой выгодой и маленьким штрафом, взяточники и мздоимцы думают недолго. Именно это не позволяет изменить ситуацию в лучшую сторону, несмотря на все антикоррупционные действия. Большинство опрошенных  высказали мнение, что уровень коррупции в Удмуртии за последний год не изменился, 13% уверены — стало еще хуже.

Самые распространенные виды этого преступления: использование должностными лицами служебного положения для получения каких-либо благ и преимуществ, «откаты» или услуги для победы в конкурсах и тендерах, присвоение бюджетных денег, продвижение интересов родственников, взяточничество, землячество, кумовство и вымогательство.

Неожиданные выводы

С данными опроса не поспоришь, но его участники считают, что практически нет вымогательства и взяточничества в армии(!), военкоматах(!) и сфере сельского хозяйства(!).

А вот кому доверять, жители Удмуртии определили еще несколько лет назад. В первую очередь за правдой респонденты пойдут в прокуратуру, чуть меньше опрошенных готовы обратиться за помощью к правозащитникам и средствам массовой информации. 6,2% опрошенных намерены искать защиты у главы региона.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: о реальном размахе коррупции в Удмуртии можно только догадываться. Как догадываются и знают надзорные и правоохранительные органы о том, кто и как совершает эти преступления. А если уж наказывают, то берут оптом. Недавний пример: в течение десяти дней практически за руку поймали главу Малопургинского района Александра Ерохина и глав администраций Балезинского и Ярского районов Сергея Князева и Елену Пагину, в суд направлено уголовное дело по обвинению в коррупции бывшего чиновника из Минсельхоза УР Валерия Золотарева.

По итогам опроса социологи резюмировали: с одной стороны, население высказывается отрицательно в отношении коррупционных явлений, с другой стороны, готово дать взятку или оказать услугу, если это поможет решению какого-либо личного вопроса. Словом, если что — моя хата с краю. Представители общественности считают — на это есть ряд объективных причин. 

Алексей Шепталин. Фото: ijevsk.bezformata.ruАлексей Шепталин, сопредседатель отделения Народного фронта в Удмуртии:

— До тех пор, пока врачи, преподаватели и гаишники будут числиться в официальной статистике «главными» взяточниками, население не проникнется идеей нетерпимости к этому явлению. Коррупция коррупции — рознь. Люди очень разочарованы тем, как государство борется с «верховой» коррупцией и разворовыванием миллиардов бюджетных средств, возьмите, к примеру, дело «Рособоронэкспорта». Для начала необходимо завоевать доверие людей, показать, что идет не очередная «галочная» кампания, а системная работа, что во власти нет неприкасаемых и перед законом все равны. 

Павел Биянов.Павел Биянов, экс-прокурор Октябрьского района Ижевска, адвокат НО «Удмуртская коллегия адвокатов»:

— Коррупция у нас процветает не потому, что люди плохие, а потому, что система такая, построенная не для человека, а для государства. Когда мы куда-либо обращаемся с какой-то нуждой, не мы главные, а должностное лицо, к которому мы обратились, отсюда и все последствия. Коррупция порождает коррупцию. Чтобы сообщить о факте, к примеру,  взяточничества, нужно выдержать пресс бюрократической машины. И законы наши таковы, что если все делать по ним, то можно ничего не получить, то есть если человек сегодня сообщил о факте взяточничества в какой-то сфере, то завтра, когда ему что-то в этой сфере понадобится, он желаемого уже не получит.

Вадим Глухов. Фото: ©День.orgВадим Глухов, председатель Общественного объединения по защите прав потребителей и
инвалидов:

— Молчание общества — от банальной лени и отсутствия  материального стимула. Деньги сегодня — главное мерило ценностей. Ситуация может измениться, если в России примут такой закон, как в США. Там человек, сообщивший достоверную информацию о коррупции, налоговом либо другом финансовом преступлении, получает от 10 до 40% суммы, на которую совершено преступление. Если бы у нас был такой закон, то в день заводилось бы по 20 уголовных дел, чиновники бесконечной чередой сменяли бы друг друга, потому что на них «стучали» бы их же подчиненные. А пока все молчат, потому что говорить — нет интереса.


Читайте также