Полная версия Мобильная версия

Лихие кони. Авторитетный тренер всадников напомнил в Ижевске о том, кого нельзя купить «за золото»

K 4619
J
Александр Поскребышев

 

На ижевском ипподроме всадники из Удмуртии, Татарстана и Пермского края состязались в конкуре и классическом конном троеборье за кубок республиканского парламента. Обозреватель «ДЕНЬ.org» не только с удовольствием посмотрел красивые рейтинговые соревнования, но и после долгого перерыва встретился с авторитетным специалистом в российском конном спорте Петром Тарасовым.

Пермячка Ирина Ичетовкина на гнедом Аристократе выступает, тренирует сама и тренируется у Петра Тарасова. Фото: Александр ПоскребышевБольше стартов — меньше стресс

Турнир за трофеи Госсовета Удмуртии получил второй порядковый номер. Но если в прошлом году в программу соревнований вошел только конкур, то нынче к преодолению препятствий добавилась комбинированная зрелищная дисциплина — конное троеборье, в комплекс которого входят манежная езда, конкур и кросс.

Причем до этого полноформатное троеборье проводилось в столице Удмуртии больше 40 лет назад.

Татьяна Артемьева, выступавшая на Парсеке и выигравшая Кубок Госсовета Удмуртии в классе CNC 1*, поблагодарила Петра Тарасова за ценные дельные тренерские советы. Фото: Александр Поскребышев— Это было в 1975 году, и тогда кросс проводился на пересеченной местности в поле неподалеку от микрорайона Старый аэропорт, — напомнил Петр Тарасов и дал экспертную оценку уровню актуального турнира. — В Ижевске можно было увидеть Ирину Ичетовкину и Татьяну Артемьеву, выступающих на чемпионате России, на международных турнирах, а также молодых всадниц, которые участвуют в спартакиадах. Как раз им надо набирать соревновательный опыт, потому как каждый старт — это стресс не только для всадника, но и для лошади.

Понятно, что количество стартов снижает градус волнения в дуэте человека и животного, и здесь Петр Константинович не может не затронуть главную и очевидную проблематику конного спорта.

— К сожалению, сегодня в нашей стране конный спорт выживает только в частных условиях. Хотя в мире мы наблюдаем схожую картину, — подчеркивает наш эксперт. — Главная проблема заключается в дороговизне выездов на крупные национальные соревнования. За редким исключением большинство престижных стартов проводятся либо в Москве, либо в ближнем или дальнем Подмосковье.

Благородный металл для четырех жен

Анна Омелина на гнедом Балладире Лэнде из Перми стала обладательницей Кубка Госсовета Удмуртии по конному троеборью в «Легком классе». Фото: Александр ПоскребышевНазывая сумму чека в современном конном спорте, Петр Тарасов вспоминает поговорку, которая издавна была в обиходе конников на Руси.

— «За золото купишь четыре жены, конь же лихой не имеет цены!» — усмехается тренер. — Поэтому многое зависит от того, какую лошадь покупает человек. В том смысле, что какого уровня подготовки лошадь.

— Вообразим, что это спортивная лошадь начального уровня, — «дает вводную» журналист.

— Тогда где-то от 500 тыс. рублей, — прикидывает собеседник. — Но тут необходимо понять одну очень важную вещь: можно купить элитного коня и за несколько миллионов рублей, но при этом не достичь с ним взаимопонимания.

— Получается, что к деньгам надо уметь добавлять «чувства-с»?

— Не только ощущения, но способности, а лучше всего талант.

Татьяна Дурнева на блестящем во всех отношениях рыжем жеребце Палантине. Фото: Александр Поскребышев Помимо приобретения лошади, начинающим всадникам надо оплачивать работу тренера — от 15 тыс. рублей в месяц — и содержание животного.

— Многое зависит от базы, от кормления и ухода, — продолжает Петр Тарасов и накидывает на «содержательные» статьи расходов еще полтора десятка тысяч рублей. — Однако повторю, что это лишь начало трудного и продолжительного пути. Если идти дальше и выше, то придется раскошеливаться еще больше. К примеру, серьезными расходами оборачиваются поездки на соревнования в Москву. Покупка коневозки, аренда денника без кормов — 2 500 рублей в день для одной лошади. А если ты приехал за десять дней до турнира и привез три головы, заплатил стартовый взнос, оплатил проживание в гостинице, питание, то набегут очень приличные деньги. Не забывайте, что лошадь — живое существо, которое болеет, получает травмы, и лечение животного тоже обходится в круглую сумму…

Любой всадник — груз для лошади

Перед выходом на кроссовую трассу Петр Тарасов в тренировочном загоне «разминал» не только своих подопечных, но и всех юных всадниц из протокола кубкового троеборья. Петр Константинович работал звучно и точно в подсказках. Глядя на его живописную работу со стороны, любой наблюдатель мог очень быстро проникнуться осознанием того, насколько тонко лошади чувствуют и реагируют на ручное и ножное управление всадника.

Младшая дочь Ирины Ичетовкиной Елизавета и ее вороная кобыла Ильзея наглядно демонстрируют, что на ипподроме могут выступать разные «лошадиные силы». Фото: Александр Поскребышев— Больше даже на ножное, — тренер проводит ликбез. — Хотя я всегда уделяю много внимания работе рук. Во рту лошади стоит «железка», которая доставляет ей не просто дискомфорт, а приносит боль. Поэтому всаднику надо четко работать руками, чтобы не вызывать дополнительное раздражение у лошади. Причем как бы хорошо не был подготовлен спортсмен функционально, сев на лошадь и поездив первые день-два, у него будут болеть мышцы, которые раньше у него не были задействованы. Сидя в седле у человека работает весь костно-мышечный аппарат. Кроме того, на начальном этапе подготовки всаднику надо научиться свободно держать равновесие именно в движении. Если же человек «зажимается» в седле, то у него мало что получится. Для лошади любой всадник груз. В природе лошадь может развернуться так и сделать невероятные кульбиты, которые никогда не сделает под неопытным всадником. А вот при чутком балансе у координированного всадника лошадь способна продемонстрировать многие свои природные качества.

Удмуртский тренер — внутренний легионер

Петра Тарасова можно назвать «внутренним легионером». Когда в 90-х годах и в начале «нулевых» конный спорт в Родниковом крае стал «придерживаться» буддийской философии всеобщей иллюзорности, востребованный тренер нашел работу в Казани. Затем Тарасов успел поработать в Самарской области и в Западной Сибири.

Последние два года он тренирует пермских всадников.

Татьяна Артемьева на Иртыше на дистанции кросса в «Легком классе 100». Фото: Александр Поскребышев— В столице Прикамья на базе бывшего Девятого конного завода, где выводили лошадей рысистых пород, строится современный конно-спортивный центр, где я сейчас и работаю, — сообщает коуч.

А вот самая известная на данный момент всадница из Ижевска и воспитанница Тарасова Елизавета Радионова пока выступает за Тюмень. Однако нельзя исключать, что вскоре она сменит спортивную прописку.

По словам тренера, в национальном олимпийском рейтинге всадников-троеборцев Радионова занимала высокую четвертую строчку, но стать претенденткой на поездку в Рио-2016 Лиза не могла.

— Жеребец у нее получил травму и был прооперирован, — лаконично и не без разочарования поведал Петр Константинович.

В этом году в Ижевске со старта в парке имени Кирова убежали в лес более шестисот ориентировщиков, и ни один из них не заплутал на лесных тропинках... Читать далее...Тем не менее сборная России по конному спорту получила на предстоящих Олимпийских играх максимальную квоту — две российские всадницы (Инесса Меркулова и Марина Афрамеева) отобрались на манежную езду, а два всадника (Андрей Маркин и Андрей Митин) будут выступать в личном и командном троеборье.

Напрямую спрашивать у Петра Тарасова о возможном возвращении в родную Удмуртию репортер «ДЕНЬ.org» нарочито не стал. Но все-таки в завершение нашего разговора тренер обнадеживающе заявил:

— Мне очень приятно, что сегодня в Удмуртии конный спорт возрождается и у него есть хорошие перспективы.

 


Читайте также