Полная версия Мобильная версия

Ломать копии. В Ижевске взрослые и дети на высокой скорости гоняют модели спортивных автомобилей

K 1117
J
Александр Поскребышев

В столице Удмуртии друг за другом прошли чемпионаты республики по двум почти «забытым» техническим видам спорта — автомодельному и авиамодельному спорту. Обозреватель «ДЕНЬ.org» побывал на гонках радиоуправляемых копий автомобилей, с досадой сосчитал количество машин на старте, но при этом обрадовался тому, что эта популярная в СССР дисциплина в российские времена продолжает существовать.

Фото: Александр ПоскребышевПриобретения в «живой силе и технике»

В недавнем региональном первенстве, которое состоялось в спортивном зале ижевской школы № 73, на стартовой «решетке» (гриде) можно было насчитать полтора десятка моделей автомобилей. Только весь этот автопарк был распределен на четыре гоночных класса: РЦЕ-12, РЦЕ-10, ТС-10 и зачет багги.

Количество пилотов на гриде было еще меньшим. Со всей техникой управлялись всего десять человек из Ижевска и Глазова, которые были представлены в трех ипостасях — конструкторов, гонщиков и инженеров-механиков.

Председатель Федерации автомодельного спорта и тренер ЦТТ «Автомобилист» Сергей Меньшиков. Фото: Александр Поскребышев— Разумеется, число наших пилотов намного больше, — успокаивает репортера,  встревоженного минимализмом «живой силы и техники», председатель Федерации автомодельного спорта Удмуртии и тренер Центра технического творчества «Автомобилист» Сергей Меньшиков. — Как минимум в три раза. Более того, в нашем центре занимается еще примерно 40 детей. Что касается сборной Удмуртии, то вся гоночная элита —  Марат Вахитов, Михаил Николаев, Илья Нельзин — соревнуется здесь…

Модели во всей своей миниатюре

Не нужно долго ломать голову над тем, чтобы прийти к выводу: автомодельный спорт — это по-настоящему уменьшенная копия автоспорта. Дисциплины высокоскоростной и баснословно дорогой.

Изящные модели повторяют в миниатюре не только кузовную геометрию, но и экономику. Поэтому скачок курса доллара негативно отразился на чеке автомоделизма.

— В нашем деле цены взлетели на все чуть ли не в три раза, — без лишней эмоциональности говорит Сергей Васильевич и раскладывает стоимость основных позиций элементной базы импортного производства — китайского или американского: — Еще два-три года назад приобрести и скомпоновать самую дешевую бюджетную модель можно было в пределах 30 тыс. рублей. Сейчас аналогичная техника обойдется не меньше чем в 65–70 тыс. рублей.

Фото: Александр Поскребышев

По словам нашего эксперта, чтобы построить модель, способную конкурировать на российском уровне и ехать на медальный результат, понадобится от 130 до 150 тыс. рублей. Как минимум. Ну а верхнего предела для вложений, как и в большом автоспорте, тут,  как правило, тоже не бывает.

Гоночная трасса представляет собой фигурный трек, проложенный на ковролине. Фото: Александр Поскребышев — Дело в том, что оснастка моделей выходит очень дорогой, — продолжает краткий экскурс в автомоделизм тренер. — Основные расходные материалы — это регуляторы, аккумуляторы и резина. Один качественный аккумулятор стоит около 10 тыс. рублей, а их на гонку необходимо 5-6 штук. Причем после соревнований использованные аккумуляторы уже не выдают необходимых характеристик. Покупка резины тоже обходится в кругленькую сумму — от 2 до 2,5 тыс. рублей за комплект из четырех колес…

Однако надо понимать, что на полноценный гоночный пакет (на тренировку, шесть квалификационных заездов и три финальных хита) нужно 2-3 таких комплекта.

— Вот и ответьте, кто из родителей может выдать своему ребенку сотню тысяч рублей на «машинку»? — усмехается Сергей Васильевич. — Это могут себе позволить лишь увлеченные взрослые мужчины либо дети, которые занимаются в нашем клубе «Автомобилист». Мы пока живем на старых запасах и на остатках и на первых порах можем обеспечить новичку постройку модели, а иногда даем готовый автомобиль и «начинку». Если школьник увлекся и хочет заниматься автомодельным спортом дальше, то в любом случае потребуются инвестиции. За каждым вчерашним новобранцем стоят другие ребята, которые тоже хотят испытать и протестировать свою первую клубную модель. Поэтому эти машины передаются у нас из рук в руки.

Копии гоночных автомобилей можно собирать «буквально на коленке». Фото: Александр Поскребышев

— Как «плохо» вы все-таки поступаете: «заражаете», увлекаете, влюбляете ребенка в автомоделизм, а потом отбираете у него любимую «игрушку» и наталкиваете на мысль о поиске инвестиций в дальнейшую гоночную любовь, — с долей шутки выдает реплику наш репортер.

— Да, так мы и «покупаем» детей, — рассмеялся Сергей Меньшиков.

Четырехклассное гоночное образование

Разобранные «модельки» можно легко уместить даже в коробке из-под инструментов. Фото: Александр ПоскребышевСоревнования по автомодельному спорту в Удмуртии проводятся в четырех основных классах машин (для сравнения: в мировом авиамодельном спорте пять категорий подразделяются почти на полсотни классов).

В зачетах РЦЕ-10 (или GT) и РЦЕ-12 используются модели с задним приводом. При этом радиоуправляемые автомобили разнятся по манере езды. РЦЕ-12-е более резкие, быстрые — здесь идут гонки моторов. А РЦЕ-10-е представляют собой бюджетные мономодели с одинаковыми аккумуляторами, регуляторами, моторами и  примерно схожими шасси.

Если рассматривать модели ТС-10, то это очень серьезная сложная техника.

— Это настоящий спортивный автомобиль с множеством настроек, и выглядит он очень привлекательно, — констатирует Сергей Меньшиков и добавляет важную информацию: — Очень часто именно на модели класса ТС-10 клюют неофиты, но, не зная устройства простых РЦЕ-10, ты никогда не поедешь на ТС-10…

Модель класса багги. Фото: Александр Поскребышев

Наконец, четвертым по счету классом на майской гонке в закрытом помещении впервые за много лет стал зачет багги. Прежде модели этого класса гонялись в Ижевске исключительно на открытом воздухе, и вот недавно багги вновь «пустили под крышу». Хотя уже в июне багги должны вернуться в гонки на открытом грунте — Федерация автомодельного спорта и клуб «Автомобилист» готовятся представить новый большой региональный гоночный ивент.


Читайте также


comments powered by HyperComments