Полная версия Мобильная версия

Математика с языком. К сугубо научному труду ижевский ученый Светлана Попова подобрала меткие слова

K 5650
J
Александр Поскребышев

 

Впервые за 30 лет своей работы тематический клуб «Край удмуртский» Национальной библиотеки республики пригласил книгочеев на встречу с математиками. Доктор физико-математических наук, профессор Удмуртского государственного университета Светлана Попова представила новую научную монографию, в которой сложное содержание передается с помощью удмуртских и белорусских пословиц.

Светлана Попова. Фото: Александр Поскребышев«Кирпич» в яркой упаковке с бантиком

Новую монографию с «очень простым и доступным» для широкой публики названием «Управляемость асимптотических инвариантов нестандартных линейных систем» Светлана Попова написала в соавторстве с белорусским ученым Евгением Макаровым. Причем авторский дуэт использовал оригинальный ход для популяризации сугубо научного текста. Эпиграфами к каждой главе они «пускали» две народные пословицы — удмуртскую и белорусскую, объяснявшие смысл содержания решаемых задач.

К примеру, в схожих пословицах для стартовой главы в книге — «Прежде чем лапти плести, сначала колодку сделай», «Без инструмента и лапти не сплетешь…» — метко и ёмко описывались методы, с помощью которых происходила работа.

Несмотря на название, монография пользуется успехом у читателей. Фото: Александр ПоскребышевСвоим учителем Светлана Попова называет профессора Евгения Леонидовича Тонкова. Еще в конце 1980-х годов именно он предложил студентке УдГУ подумать над инженерной задачей по управлению устойчивостью в движении, которая очень долго не поддавалась решению (задача по теории управления в условиях конфликта и по поиску компромисса).

В качестве наглядной иллюстрации для объяснения и, что важно, для понимания сути задачи Светлана Николаевна выбрала самый обыкновенный динамический объект — велосипед.

Среди прочих характеристик этот объект обладает устойчивостью и управляемостью. При этом, как правило, «сильно устойчивым объектом» управлять очень сложно.

— Представьте себе лыжника, который скатывается с горы и всеми силами пытается придать себе устойчивость. «Став сильно устойчивым», он оказывается неуправляемым и в итоге улетает с трассы и падает, — под смех аудитории напомнила Попова.

Как раз теорией управления давно занимаются представители ижевской математической школы. И эта теория, как курсором, вывела их на белорусских коллег, предметом научного интереса которых была теория устойчивости.

Совмещение научных интересов и дало рождение серьезнейшей монографии. Любопытно, что в «цехе» в добрую шутку ее назвали «кирпичом в яркой упаковке с бантиком», что не помешало первому тиражу разойтись по математическому сообществу.

Индивидуальные одаренности и Перельманы «в квадрате»

— Наверное, можно сказать, что в пословичной селекции для книги вы «подводили» известные изречения под «общий знаменатель»? — высказался наш журналист, записывая эксклюзив со Светланой Поповой.

Светлана Попова примером для понимания своей книги сделала велосипед. Фото: Александр Поскребышев— Можно и так сказать, — профессор не стала спорить.

— Какая пословица вам самой, что называется, «попала не в бровь, а в глаз»?

— Мне очень понравилась белорусская пословица: «Меньше жмуришься, больше видишь», — с улыбкой процитировала Светлана Николаевна, имея в виду шансы на отсутствие искажений при исследованиях.

— Вы наглядно продемонстрировали, что математика во многом живет не только «цифрами», но и «словом». Множество великих математиков говорили на французском, немецком и русском языках. Есть ли, на ваш взгляд, зависимость между языками и математической одаренностью?

— Думаю, что прямой зависимости здесь нет. Все зависит от индивидуальной одаренности и особенностей личности конкретного человека.

— Нынче из семи «Задач тысячелетия» решена лишь одна — гипотеза Пуанкаре, доказанная Григорием Перельманом. Есть ли острая необходимость в решении оставшихся шести?

— В настоящий момент решение этих задач не приведет к прорывам в инженерии или технике. Тем не менее их решение остается вопросом престижа для математиков.

— Поэтому нельзя говорить о том, что шестерка «Великих задач» «оторвана от жизни».

— Как известно, решение даже самых абстрактных математических задач со временем находит свое применение в реальной жизни.

— Сегодня мир, как система, живет в эпоху «цифры». В социуме носятся с идеей ликвидации «цифрового неравенства». А что будет «за цифрой», как вы думаете? Хотелось бы узнать ваш прогноз?

— Прогнозировать я не возьмусь.

Фото: vk.com/unatlib— Тогда мне придется расшифровать свой интерес. Еще в 2007 году томский математик Михаил Муравьев на сетевом ресурсе «Авантюрист» рассчитал и выдал модель ближайшего геополитического будущего для мира. И его прогноз оказался как выстрел снайпера.

— На пустом месте просчитать это невозможно. По всей вероятности, он располагал некой исходной информацией, которой многие не владели. Это же самое можно отнести и к «цифровому неравенству».

— Не секрет, что большинство школьников недолюбливают точные науки. Как можно самым простым способом влюбить юное поколение в математику?

— Думаю, что все зависит от степени любви к математике самого учителя. Как и в любом другом деле, оно получается хорошо, когда ты сам его любишь и проявляешь к нему неподдельный интерес. Ну а если учитель «отбывает номер», то в математику сможет влюбиться только фанатик. Для интересного знакомства с нашей наукой я порекомендую найти старую советскую книжку «Занимательная математика» Якова Перельмана.

Два высших жизненных удовольствия

Однажды французский математик Пуассон сказал, что жизнь человека украшается двумя высшими удовольствиями — «занятием математикой и ее преподаванием».

Николай Петров сравнивает математику с высокой музыкой. Фото: Александр ПоскребышевКоллега Светланы Поповой из УдГУ Николай Петров (специалист по математической теории игр) развивает мысль Пуассона, оперируя другой сакраментальной фразой в отношении «царицы наук».

— Математика — это самая высокая музыка и самое высокое искусство! Это торжество общих идей и интуиции! — восклицает Николай Никандрович и получает «типичный» репортерский вопрос.

— Растолкуйте, что означает «торжество общих идей»?

— Главная цель математики заключается в изучении жизни при помощи математических моделей. Когда яблоко упало на голову Ньютону, он задал себе вопрос: «Как познать движение яблока?», и оказалось, что для познания не хватает математики. Ньютон придумал новый математический аппарат, позволивший изучать это движение. Параллельно с ним, но уже в Германии, сидя за письменным столом, размышлял Лейбниц: «Что бы придумать такое, чтобы ахнул весь мир?!» И независимо друг от друга Ньютон и Лейбниц придумали дифференциальные исчисления. Математика помогает человеку познавать окружающий мир. При этом все остальные средства познания мира гораздо бедней, чем математические.

— В таком случае становится абсолютно понятным утверждение, что «математика — это самая гуманитарная наука».

— Да, потому что математика, повторю, это особый язык познания мира…

Кстати, не только познания, но и его защиты. Сороковой президент США Рональд Рейган, несмотря на свое прошлое актера не самых интеллектуальных фильмов, как-то выдал очень верную фразу: «Обороноспособность государства во многом зависит от уровня развития математики»…

 


Читайте также