Полная версия Мобильная версия

Мусорный коллапс. Почему принятый два года назад закон не очистил Удмуртию от мусора?

K 3645
J
Мария Вотякова

 

Непроработанный закон, правовые противоречия и повсеместные штрафы — революционные изменения в законодательстве обернулись для Удмуртии лишь головной болью и новыми несанкционированными свалками в лесах, оврагах и на обочинах дорог. На днях с разъяснением законодательных новшеств на заседании постоянной комиссии по АПК выступил заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Александр Кокорин.

Фото: vm.ruПопытка — пытка

Очистить города и села от стихийных свалок российские власти пытаются не первый год, но дело движется медленно и со скрипом, подобно мусоровозам, продолжающим вываливать мусор в придорожные канавы. Своя свалка есть практически в каждом районе Удмуртии, а количество локальных, относительно небольших мусорных куч, раскиданных по республиканским лесам, логам и оврагам, и сосчитать невозможно. Ежегодно в Удмуртии, по разным оценкам, образуется порядка 0,6–0,8 миллиона тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), в России этот показатель превышает 60 миллионов тонн, из них обезвреживается лишь чуть больше 4 миллионов. Остальное закапывается в землю, где гниет десятилетиями.

Фото: vb.byВ борьбе с захламленностью страны мусором в декабре 2014 года был принят федеральный закон, который должен был полностью изменить систему сбора, вывоза и утилизации отходов на территории России. Так, к 1 июля 2016 года компании, осуществляющие сбор, транспортировку, утилизацию или обработку отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ведение своей деятельности. Раньше лицензия требовалась только предприятиям, занимающимся размещением и обезвреживанием отходов. В феврале этого года стало известно об очередных предложениях чиновников: выбирать региональных операторов, которые станут локальными монополистами на этом рынке.

Лицензия не освобождает от ответственности

Тем не менее больше недовольства участников рынка и законодательных противоречий вызвало исключение лицензированных полигонов из Государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО), а также запрет предприятиям и организациям размещать отходы на объектах, не внесенных в этот реестр. Таким образом, несанкционированные свалки Удмуртии, и так на протяжении всей истории имеющие стихийный характер и выскакивающие повсеместно как грибы после дождя, пополнились и лицензированными объектами размещения отходов, которые по своим характеристикам не смогли повторно войти в государственный реестр.

«Здесь есть правовой казус — законодатель не предусмотрел отзыв ранее выданных лицензий, — комментирует и. о. руководителя Управления Росприроднадзора по Удмуртии Иван Мокшанов. — Ранее эти объекты были включены в ГРОРО, тогда можно было писать заявление в свободной форме и объект автоматически включался в реестр. После того как вышел новый порядок, в нем появилось требование по наличию проекта по объекту размещения, положительного заключения экологической экспертизы и ряда других документов. У большинства объектов этих документов не оказалось».

Фото:минприрода-удм.рфСейчас в Удмуртии включены в ГРОРО, а значит имеют право на размещение отходов, только 3 полигона из 12 лицензированных объектов размещения ТКО — это полигоны ООО «Чистый город» и ООО «Ареал» в Завьяловском районе и запущенный в 2015 году полигон в Якшур-Бодьинском районе.

Очевидно, что их площади недостаточно для размещения отходов со всей республики, а особенность их расположения заставляет муниципалитеты отдаленных районов действовать фактически на свой страх и риск.

«Пока мы как возили мусор на свои свалки, так и возим, — признается глава Ярского района Тамара Уткина. — Мы, наоборот, ждем, когда нам скажут: „Закрывайте свалки в своих районах и везите на полигоны“. Я понимаю, что это может быть накладно, мы пока не знаем цену вопроса, во сколько это обойдется населению. Но мы только за то, чтобы у нас не было этой свалки, которая сейчас есть практически в каждом районе».

О мусоре начистоту

На одном из заседаний комиссии Госсовета УР по АПК вопрос «Что делать сельскому населению?» открытым текстом задала генеральный директор ООО «Зуринский Агрокомплекс» (Игринский район), депутат республиканского парламента Елена Чиркова.

Елена Чиркова. Фото: © «ДЕНЬ.org»«Весной нужно вывозить мусор, притом обязательно на лицензированный объект, включенный в ГРОРО, а у нас в Зуре таких нет, — уточняет Елена Чиркова. — Мы всегда предоставляли транспорт — люди хотя бы не вывозили в леса, лога, реки. Сегодня я им транспорт не дам, потому что меня за это накажут. У нас уже была проверка, нам сказали, что, если мы заключили договор по размещению мусора на объекте с лицензией, но не включенном в ГРОРО, значит, мы сами виноваты — нас оштрафуют, в данном случае на 30 тысяч рублей».

В ответ замминистра природных ресурсов УР Александр Кокорин попытался уверить депутатов, что Росприроднадзор пока никаких санкций не применяет и еще никого не наказали за размещение отходов на лицензированном объекте, не включенном в ГРОРО, но этим лишь вызвал шквал доказательств обратного.

Бронислав Ясонов. Фото: udmurt.er.ru«Мы года полтора назад так же все обсуждали, и нам говорили: „Не волнуйтесь, пока мы все не доделаем, никто штрафовать не будет за мелкие деревенские свалки, сначала наведем порядок, потом система вступит в силу“, — возмущается председатель СПК «Надежда», депутат Госсовета УР Бронислав Ясонов. — Не прошло и полгода, пошли штрафы, штрафуют сельские администрации, у которых нет денег. В результате получается обратный эффект: теперь все леса загажены, все заваливается в леса. Мы запрещать запрещаем, а людям куда деваться?»

Вопреки словам Александра Кокорина, Управление Росприроднадзора по Удмуртии действительно осуществляет проверки и привлекает нарушителей к административной ответственности.

«Недавно был прецедент по Алнашскому району, наказывались и физические, и юридические лица по конкретному факту, — уточняет Иван Мокшанов. — Сейчас находится на рассмотрении дело по ЗАО „Удмуртнефть-Бурение“ — аналогичная ситуация — размещали отходы на объекте, не включённом в ГРОРО. Такая работа ведется, применяются административные санкции».

Однако фактически Росприроднадзор штрафует предприятия только в рамках плановых проверок, вероятно, понимая, что, если сейчас начать штрафовать сразу всех, мусорного коллапса избежать не удастся.

Последний шанс

В конце заседания комиссия вспомнила о законодательной инициативе, с которой в Госдуму России обратилась Еврейская автономная область. Законодательное собрание ЕАО предложило приостановить действие пункта 7 статьи 12 Федерального закона № 89, запрещающего размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, до 1 января 2019 года.

По словам председателя постоянной комиссии по АПК Владимира Варламова, Удмуртия в свое время поддержала инициативу ЕАО, но дальше дело так и не продвинулось. Последние надежды на приостановку запрета разбились на итоговой коллегии Росприроднадзора, прошедшей 16 марта в Москве.

«Все ждали, что будут изменения в части переносов сроков по вступлению в силу запрета размещения отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, но вышедшие 458-й и 404-й федеральные законы лишь отодвинули сроки по лицензированию, — уточняет Иван Мокшанов. — На итоговой коллегии Росприроднадзора в Москве выступил заместитель председателя Правительства РФ Александр Хлопонин, он сказал, что переносов сроков больше никаких не будет. Поэтому сейчас все контрольные органы активизируются — Минприроды, Росприроднадзор, прокуратура — как раз по прекращению деятельности данных объектов».

Принципиально новая система обращения с коммунальными отходами — введение регионального оператора — должна появиться в Удмуртии с 2017 года. Как это будет, что даст и как изменятся при этом платежи населения, до сих пор никто объяснить не может... Читать далее...По словам Александра Кокорина, у Удмуртии еще есть короткий переходный период до 2019 года, когда у девяти объектов, не вошедших в ГРОРО, автоматически прекратится действие лицензий.

«Все лицензии необходимо переоформить до 1 января 2019 года, — уточняет заместитель министра. — До этого времени у нас короткий переходный период, за который мы обязаны построить новые объекты, иначе нас ждет коллапс».

По мнению экспертов, стойкость Правительства РФ в части ГРОРО — вынужденная мера, являющаяся своеобразным катализатором решения проблемы засилья несанкционированных свалок на территории страны. Лишь видимая угроза неизбежной мусорной катастрофы способна подтолкнуть региональные власти обратить на нее внимание и ускорить строительство новых полигонов, отвечающих всем экологическим требованиям. В Удмуртии на сегодняшний день на деньги инвесторов закончено строительство нового полигона в Можге, строится объект в Увинском районе, закончены подготовительные работы в Камбарском районе, а также ведутся проектные работы по Воткинскому, Глазовскому и Сарапульскому районам. Все эти объекты войдут в будущую систему сбора отходов.

 


Читайте также