Полная версия Мобильная версия

На трех китах не устоять. Градообразующие предприятия Сарапула не могут вытянуть город из кризиса

K 1745
J
Дмитрий Манылов

Недавняя информация о планируемом запуске «КОМОС ГРУПП» проекта организации в Сарапуле мясоперерабатывающего производства стоимостью более 2 млрд рублей порадовала, хотя все еще может сорваться — заявку в Фонд развития моногородов, который должен профинансировать строительство инфраструктуры под будущее производство, предполагается подать в ноябре. Сарапул нуждается в инвестициях и новых рабочих местах, пожалуй, острее других муниципалитетов Удмуртии, а уповать в этом отношении на трех китов — Сарапульский электрогенераторный завод, Сарапульский радиозавод и «Элеконд» — особо не приходится.

Фото: skyscrapercity.comСорвался якорь

В комплексном инвестиционном плане модернизации Сарапула, составленном как раз под программу поддержки моногородов, упор делается именно на эти предприятия как градообразующие. На начало 2012 года на этих трех заводах трудились 34,4% от общего числа занятых горожан, что и позволило отнести Сарапул к моногородам. Напомню основные проекты, прописанные в плане: развитие производства электронных автомобильных компонентов и телекоммуникационных систем (консорциум Wолна), освоение серийного производства электродвигателей для лифтового оборудования компании OTIS на Сарапульском электрогенераторном заводе, промышленное производство портативного лазерного скальпеля на Сарапульском радиозаводе, производство танталовых чип-конденсаторов на «Элеконде».

Кое-что из этого списка осваивается, «Элеконд» получил даже льготный 5%-ный кредит Фонда развития промышленности под свою инвестиционную программу. Однако, судя по последнему отчету о ходе реализации комплексного инвестиционного плана, отставание от графика близко к критическому. По якорному проекту автокомпонентов движения нет, суммарный объем инвестиций по всем проектам составил только 26% от плана.

Якорный проект развития производства автокомпонентов должен был продолжить историю этой магнитолы, которую автолюбители со стажем еще помнят. Фото: rusautomobile.livejournal.comВ последнее время много говорят о развитии туристического потенциала города, удалось даже привлечь под проект туристско-рекреационного кластера «Камский берег» небольшую федеральную субсидию. Правда, в плане развития моногорода, о котором шла речь выше, со всей определенностью было сказано, что туристических перспектив у Сарапула нет.

«В городе отсутствуют памятники природы, истории, культуры, религии и архитектуры, способные стать притягательными объектами для посещения туристами», — звучит как приговор, причем за этой жесткой формулировкой скрыта настоящая драма жителей красивейшего и одновременно самого запущенного города Удмуртии.

На недавний материал «ДЕНЬ.org» о туристическом потенциале Сарапула один мой товарищ откликнулся вот такой репликой: «Дима, не трогай Сарапул. Там все очень сложно и печально и ижевчанину на раз не понять. Когда я рассказывал про Сарапул одному своему сарапульскому корешу, он сказал: „Как? Как ты смог понять Сарапул, пробыв в нем всего год?“ — и из его левого глаза катилась слеза».

Действительно, понять всю социокультурную глубину проблем Сарапула с наскока не удастся. Не претендуя на это, попробую оперировать только цифрами и фактами, отражающими экономическую подоплеку городской жизни.

Зигзаги приватизации

В начале XX века Сарапул хоть и был значительно меньше Ижевского завода по размеру, но на Париж походил куда больше. Фото: fejerverk-krasok.ruПрежде всего хочется подчеркнуть принципиальное отличие промышленного ядра Сарапула от сопоставимых по численности населения и потенциалу Воткинска и Глазова, да и от Ижевска. Оно состоит в том, что основные заводы трех сравниваемых с Сарапулом городов относятся к государственной федеральной сфере ответственности. Глазовский ЧМЗ входит в структуру «Росатома», акции Воткинского завода в федеральной государственной собственности, в качестве головной структуры указывается Московский институт теплотехники. Крупнейшие ижевские оборонные предприятия также подчинены федеральным структурам.

В условиях централизации финансовых ресурсов и власти региональный статус СЭГЗ, Сарапульского радиозавода и «Элеконда» сослужил городу не лучшую службу. Посмотрим структуру собственности этих предприятий. В составе акционеров СЭГЗ имеется АО «Технодинамика» с пакетом 25,5%, входящее в структуру «Ростеха». Однако основным акционером СЭГЗ, согласно последнему годовому отчету, является Национальный расчетный депозитарий, подконтрольный Московской бирже. Это публичная компания, крупнейшим держателем ее акций называют Банк России, но по факту это структура, ориентированная на финансовые операции, промышленная политика там никак не в приоритете. Главный владелец «Элеконда» — ижевская фирма «КОМБИН», председатель совета директоров «Элеконда» Михаил Козлов имеет к ней самое непосредственное отношение. Сарапульский радиозавод контролируется «Ижавиа» и Научно-производственным объединением, которое, в свою очередь, через ООО «Гамма» контролирует генеральный директор НИТИ «Прогресс» Андрей Зорин.Фото: indostan.ru

За сложной структурой собственности трех сарапульских китов угадывается и их непростая судьба. В нынешней ситуации, когда основные финансовые потоки на промышленное развитие направляются из госкорпораций, а получение коммерческих кредитов на развитие фактически свернуто запретительными процентными ставками, им остается уповать лишь на скромные ресурсы институтов развития и на собственную прибыль, с которой, судя по бухгалтерской отчетности, опубликованной в открытых источниках, не все здорово.

Прорыва нет

По данным за первое полугодие 2016 года, СЭГЗ хотя и увеличил выручку до 3,3 млрд рублей (на 3% по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года), но его чистая прибыль при этом составила только 79% к уровню I квартала 2015-го. В краткосрочных пассивах предприятия на 01.07.2016 появились заёмные средства в сумме 452,6 млн рублей, это позволило нарастить активы, но в любом случае краткосрочные займы — это способ поддержать текущую деятельность, а не реализовать какие-то новые значимые проекты.

У «Элеконда» в этом смысле ситуация интереснее: 280 млн рублей, полученные от Фонда развития промышленности, — это как раз долгосрочные ресурсы на развитие. Однако пока, по итогам первого полугодия, у предприятия снизилась не только чистая прибыль (70,3% к уровню прошлого года), но и выручка — по итогам полугодия она едва превысила 1 млрд рублей (92,3% к уровню прошлого года).

Сарапул — направление номер 1. Фото: © «ДЕНЬ.org»По Сарапульскому радиозаводу нашел только бухгалтерскую отчетность по итогам 2015 года. Им удалось заместить часть краткосрочных обязательств долгосрочными, но общая стоимость активов при этом на начало этого года упала, снизилась по сравнению с 2014 годом и выручка (97% к прошлому году), и чистая прибыль (36% к прошлому году).

При такой ситуации, даже если Фонд поддержки моногородов профинансирует какие-то работы по части подведения коммуникаций под новую промышленную площадку, надеяться на то, что крупнейшие предприятия Сарапула потянут финансирование проектов, требующих таких затрат на инфраструктуру, не приходится. Федеральные госкорпорации смогли выстроить внутри себя достаточно эффективные механизмы перераспределения прибыли на инвестиции, но частные сарапульские заводы оказались в стороне от этих схем. Поэтому для них снижение оборонного заказа после 2020 года может оказаться особенно болезненным.

Сарапул уже сейчас серьезно отстает от соседей и по бюджетным показателям. На 1 сентября 2016 года в бюджет города поступило 2 506 рублей собственных доходов в расчете на одного жителя. По Глазову этот показатель составил 2 552 рубля, а в Воткинске — 2 996 рублей. По налогу на имущество физических лиц поступления в бюджет Сарапула за восемь месяцев составили 13,2 рубля, в Глазове — 16,3 рубля, а в Воткинске — 19,5 рубля.

В плане развития моногорода Сарапула сказано, что в случае реализации инерционного сценария развития города к 2014—2016 годам возникнет критическая ситуация с занятостью и доходами населения, состоянием городской инфраструктуры, осложненная тяжелой демографической и социально-психологической ситуацией. Похоже, что это будущее уже наступает.


Читайте также


comments powered by HyperComments