Полная версия Мобильная версия

Нам бы в особую зону. Что собираются создавать в Удмуртии чиновники из правительства

K 2018
J

Николай ГЛУХОВ

 Особая промышленная экономическая зона Алабуга. www.nemiga.info

Особая экономическая зона - модная идея-фикс чиновников из Удмуртии. Панацея от экономических проблем и спасение от кризиса, прорыв на новый технологический уровень. Создаётся впечатление, что в правительстве УР не совсем понимают, что собственно собираются создавать.

 

Согласно действующему законодательству РФ, особая экономическая зона (ОЭЗ) -  это ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для решение стратегических задач развития государства в целом и отдельной территории в частности.

Цель ОЭЗ - привлечение прямых иностранных капиталов, передовых технологий производства товаров и услуг, создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала, развитие экспортной базы, импортозамещение. Инвестор получает готовую инфраструктуру, налоговые льготы и политическую поддержку.

Сейчас в Российской Федерации насчитывается 25 особых экономических зон. В их числе:

- шесть промышленных особых экономических зон (Алабуга, Тольятти, Липецк, Могилино, Титановая долина, Людиново);

- пять технологических зон (ТВТ Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис);

- семь ОЭЗ туристического типа (ТРТ «Алтайская долина», «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», «Ворота Байкала», «Куршская Коса», «Гранд Спа Юца», «Остров Русский»);

 - три логистических зоны (Ульяновск, Советская Гавань, Мурманск). Также в список особых экономических зон России входят Калининградская область, зоны в Карачаево-Черкесии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Алании, Дагестане. Планируется, что скоро число особых зон пополнится ещё и Крымом.

Создание ОЭЗ в России регулируется специальным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (№116-ФЗ от 22.07.2005 г.). Чтобы создать «зону» требуется постановление Правительства РФ. Помимо согласия федералов регион должен создать необходимую для ОЭЗ инфраструктуру, выстроив все необходимые коммуникации. Очевидно, что своими силами создание такой зоны Удмуртии не осилить. Выход один. Привлечь экономическую мощь соседей (а сосед, имеющий собственную ОЭЗ у нас только один – Татарстан.) и войти с ними в единый машиностроительный кластер.

Кластер - это совокупность особых экономических зон одного или нескольких типов, который определяется Правительством РФ и находится под управлением управляющей компанией. То есть, если власти Удмуртии собираются участвовать в создании машиностроительного кластера, то для этого надо для начала создать ОЭЗ, ну а потом объединится с ОЭЗ «Алабуга» или ОЭЗ «Тольятти». И это опять таки зависит от решений федерального центра и правительств соседних регионов.

www.president.tatarstan.ru

Какие выгоды существуют для резидентов особой экономической зоны «Алабуга»? Иностранное оборудование размещается и используется в пределах особой экономической зоны «Алабуга» без уплаты таможенных пошлин и НДС. Не действуют экспортные пошлины на вывоз произведенной продукции. Резиденты ОЭЗ «Алабуга» освобождены от налога на имущество с момента постановки имущества на учет и от земельного налога с момента возникновения права собственности на земельный участок. Помимо земельных участков, предоставляемых инвесторам по достаточно низкой цене, резидент ОЭЗ «Алабуга» получает доступ к полностью подготовленной инженерной инфраструктуре. К границам участков подводятся электричество, газ, тепло и другие инженерные коммуникации. Ставка налога на прибыль организации снижена до 2% в течение первых 5 лет деятельности. Кроме того, инвесторы полностью освобождаются от уплаты транспортного, земельного и имущественного налогов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Татарстан.

Согласно закону, особая экономическая зона создается на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит. В целом все продумано и логично. Но есть нюанс. Особая экономическая зона может быть создана под очень крупных инвесторов. В силу нестабильной международной ситуации и множащихся санкций смогут ли иностранные компании инвестировать в «оборонную кузницу» нашей страны - Удмуртию?

В общем, как не крути, но надежда только на интеграцию с соседями.

В этой связи как-то диковато прозвучала размещенная на днях на сайте Министерства культуры и туризма УР информация о том, что министерство провело заседание экспертной рабочей группы, на котором были представлены идеи и действующие инвестиционные проекты в сфере туризма. В состав экспертной группы вошли представители Министерства культуры и туризма УР, Министерства экономики УР, Агентства инвестиционного развития и Федерации туриндустрии Удмуртии. Наивысшую оценку экспертов получили проекты, связанные с туристическим кластером «Камский берег» в Каракулинском и Воткинском районах.

Очевидно, что эксперты, участвовавшие в заседании, имеют довольно смутное представление о том, что такое кластер в целом.  Повторюсь, кластер -  это такая штука, которая объединяет несколько уже созданных особых экономических зон. Это такой мега-проект всероссийского или даже мирового значения. Очевидно, что прожект под названием туристический кластер «Камский берег» это такие наши удмуртские нью-васюки. Жаль, Остапа Бендера не пригласили на заседание. Он бы смог там выступить очень ярко и убедительно. Если уж собрались развивать наши природные территории, расположенные вдоль Камы, то, может быть, стоило начать с написания закона об особых туристических зонах Удмуртской Республики.


Читайте также