Полная версия Мобильная версия

Не музейный экспонат. Удмуртские дизайнеры решили сделать этнические мотивы модной тенденцией

K 1294
J
Надежда Рысьева

 

В грамотном прочтении национальных мотивов разбирались удмуртские дизайнеры, модельеры и художники на круглом столе по костюму «Орнаментальные мотивы: традиция и современность». Разбирались и отвечали на вопросы времени. Например, есть ли спрос на этнические наряды и стоит ли игра свеч?

Фото: © «ДЕНЬ.org»Тесное общение в кругу профессионалов обеспечил Дом дружбы народов в Ижевске в рамках молодежного этнического фестиваля «Палэзян». О современном прочтении национальных костюмов, тех традиций, которые есть на удмуртской земле, пообщались специалисты в области моды.

Реставратор-модельер Татьяна Москвина уверена, что удмуртское платье красиво и уместно везде, главное, умело подобрать образ и найти свой стиль. 

Татьяна Москвина. Фото: © «ДЕНЬ.org»«Я создаю платья по старинным конструкциям. Есть шарканские, малопургинские, ярские, ува-вавожские и другие наряды. Они по конструкции настолько грамотно придуманы, что диву даешься, — рассказала дизайнер. — Моя цель в работе — показать, насколько красива и носибельна национальная удмуртская одежда. В процессе своих поисков я открыла интересные интерпретации определенных элементов костюма. Оказалось, в каждой детали свой смысл — понятно, для чего сшито так, а не иначе. Порой поражает, насколько наши прадеды и прабабушки были грамотными и как идеально умели защититься благодаря одежде и показать свою красоту».

По ее мнению, так называемая мода от-кутюр и национальная одежда — понятия несовместимые. По крайней мере, сейчас. Между тем очевидно, что национальная одежда не музейный экспонат, она должна выйти в люди и как следует стряхнуть с себя налет старинности.

Платья от Москвиной. Фото: vk.com/elnyl2015«Проблема этнических мотивов в современной моде очень остра. Именно для нашего региона. К сожалению, Удмуртия на сегодняшний день не имеет высоких наград с коллекциями этнической направленности», — высказал мнение модельер Олег Ажгихин.

Проблема, по мнению Ажгихина, берет корни в недостатке госфинансирования. Достаточно дорого делать качественную, профессиональную коллекцию, где есть не только швейные изделия, но и головные уборы, обувь, украшения и пр, говорит модельер. Да и самих дизайнерских конкурсов, которые, пожалуй, и должны вдохновлять и подталкивать к развитию специалистов от моды, не осталось.

Олег Ажгихин. Фото: © «ДЕНЬ.org»По словам дизайнера, сделать коллекцию — полдела. Проблема также заключается в отсутствии площадок для ее показа. Одним словом, дизайнерам, особенно в глубинке, приходится собирать коллекцию и доводить ее до клиента "буквально на коленках". Чего, естественно, не скажешь, о крупных текстильных компаниях.

«Предприятие большое, оборудование современное, потому у нас возможностей больше, чем у отдельных дизайнеров, — рассказала художник-модельер фабрики «Сактон» Нина Малова. — К сожалению, коллекция по народным мотивам была создана только один раз. Да и то, пока ее моль не съела, поспешили отдать в сельский клуб. Но одно платье с орнаментами пользовалось большим спросом и долгое время выпускалось вновь и вновь».

Малова объяснила, что костюмы с этническими мотивами спросом как таковым не пользуются. А спрос, как известно, рождает предложение. Потому коллектив художников фабрики перестал разрабатывать современную интерпретацию национальных мотивов. Модельера поддержали и присутствовавшие на круглом столе коллеги из «Шаркан-трикотажа», которые отметили, что после нескольких попыток реализовать этнические наряды распрощались с подобными экспериментами.

Вера Кузнецова. Фото: © «ДЕНЬ.org»С идеей донесения до публики моды на этническое не собирается прощаться дизайнер Вера Кузнецова. Сегодня Кузнецова разрабатывает традиционные для удмурток украшения из монет и отмечает, что на мониста спрос есть.

О том, что спрос на национальные мотивы есть и русская этническая коллекция «Гжель» разлетелась, рассказал и Ажгихин.  По словам автора, его вещи из русской коллекции в столице Удмуртии "не поняли и не приняли". Но коллекцию все же удалось реализовать через семь лет. 

Характерной для южных удмуртов клетке посвящена целая коллекция Веры Кузнецовой «Кечато» (в клетку). Фото: vk.com/elnyl2015Отдельно обсудили собравшиеся проблему высокой концентрации на удмуртском празднике «Гербер» нелепых этнических костюмов. "Порой один элемент наряда взят у татар, второй — у марийцев, а третий вообще неизвестно какому народу принадлежит", отметили дизайнеры. Вместе с тем специалисты подчеркнули, что остановить народную стихию не так-то просто.

Платья от Москвиной. Фото: vk.com/elnyl2015Зачастую отношение к этнической одежде среди населения не глубже понятий «нравится» или «не нравится», констатировали собравшиеся. Именно эта поверхностность в знании истории костюма является причиной создания ложного образа, впоследствии широко копируемого другими. По словам дизайнеров, чтобы не выглядеть несуразно, нужно консультироваться у специалистов, а не искать картинки в Интернете.

Вместе с тем дизайнеры подчеркнули, что наряды с национальными мотивами пора вытаскивать на подиум жизни. Объяснить населению, а именно молодежи, насколько это красиво, и вернуть их к национальным платьям. И второе — увеличить присутствие этнических нарядов в Ижевске через их выставление в залах аэропорта и вокзалов.

Пожалуй, главным итогом встречи профессионалов моды должен стать инициированный дизайнерами экспертный совет при Доме дружбы народов. Он предполагает, что после его создания все желающие и нуждающиеся в дизайнерской помощи смогут получить профессиональные консультации модельеров Удмуртии. 

 


Читайте также


comments powered by HyperComments