Полная версия Мобильная версия

Не Р2-Д2, но все же робот. На что способны интеллектуальные машины из парка техники «Ижводоканала»?

K 1621
J
Ольга Николаева

Трубами холодного водоснабжения и канализации в Ижевске займется робот. Его электронный мозг запрограммирован так, что не позволит мастеру проигнорировать проверку качества сетей и на корню пресечет соблазн нарушить технологический процесс в угоду скорости. За последнее время МУП Ижевска «Ижводоканал» закупил несколько роботов, и хоть людей они не заменяют, но шансов на пресловутый «человеческий фактор» оставляют мало.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»

Отправляясь на своеобразную экскурсию по парку интеллектуальных машин «Ижводоканала», конечно же, увидеть там Три-Пи-О и Р2-Д2 я не ожидала, но все же фантазия на тему космических технологий разыгралась. Возможно, поэтому последнее и самое дорогостоящее приобретение предприятия показалось мне похожим на инопланетную каракатицу, проглотившую водопроводную трубу. На деле этот робот оказался аппаратом для сварки, который позволит «Ижводоканалу» сваривать полиэтиленовые сети водоснабжения и канализации. 

Фото: ©«ДЕНЬ.org»«Полиэтиленовые трубы — они сами за себя говорят, потому что они не подвержены коррозии, соответственно, качество воды улучшается, — рассказал начальник цеха водоснабжения МУП «Ижводоканал» Сергей Ходырев. — Эти трубы более долговечны. Если срок эксплуатации стальных труб — 20 лет, то у полиэтиленовых — порядка 50 лет».

Конечно, полиэтиленовые трубы «Ижводоканал» прокладывал и раньше, но гораздо меньшего диаметра и с большими временными затратами: эти трубы смотаны в огромные рулоны, и только на то, чтобы размотать бухту, как мне показалось, требуются недюжинные физические усилия.

Как мне рассказали, прямые трубы с большим диаметром в Ижевске раньше тоже прокладывались, но мало. К тому же порой эта работа превращалась в мартышкин труд из-за технических характеристик прежних сварочных аппаратов, которые, как мне дали понять, не имеют права называться роботами.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»

А по словам директора «Ижводоканала» Владимира Пискайкина, российские сварочные станки еще и обладали способностью «потакать» стремлениям рабочих сэкономить время и сократить сварочный процесс в ущерб качеству. 

Фото: ©«ДЕНЬ.org»«По технологии на сварку одного стыка дается 10–50 минут в зависимости от погодных условий и параметров самой трубы, но они (работники. — Прим. ред.) видят, что вроде бы концы сварены, и забирают трубу раньше времени, — привел пример Владимир Пискайкин. — Этот  станок, пока процесс не завершит со 100%-ным качеством, трубу вам не отдаст. Ещё и чек выдаст про соответствие всем нормативным требованиям с номером стыка, датой, временем и фамилией сварщика».

В тот день, когда мне показали чудо-аппарат, робот проводил тестовую сварку.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»«Робот сам по себе работает, это машина — полуавтомат, и человеческий фактор здесь исключен, — с нескрываемым энтузиазмом в голосе рассказал начальник участка ремонта и восстановления сетей МУП «Ижводоканал» Константин Савинов. — Мы здесь только задаем данные по параметрам трубы, все остальное машина делает сама в зависимости от наружной температуры воздуха и качества самой трубы».

Константин Савинов отметил еще одно несомненное достоинство робота — он снимает несколько сантиметров стружки с конца трубы, чтобы можно было оценить ее качество.

«Предварительно мы эту стружку смотрим на просвет, если она однородная, значит, труба качественная, если есть раковины (дыры. — Прим. ред.), то труба — брак и сварке не подлежит», — пояснил Константин Савинов.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»

Кстати, работу робота принимает тоже робот. Один из них похож на машинку — этакий мини-БТР. Комплекс робототехнический «Рокот» на базе автомобиля «ГАЗель» диагностирует самые широкие трубы — диаметром от 300 мм. Для более узкого у «Ижводоканала» есть две  телеинспекционные установки и оптическая система от мирового лидера — немецкой фирмы Rausch — для самых тоненьких труб.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»

Мне рассказали, что эти аппараты могут «ходить» внутри водопровода, «плыть» в нем по течению и даже «ползти». Могут углубиться внутрь трубопроводной сети на 300 метров, чтобы показать внутреннее состояние стенок трубы или то, из-за чего в доме случился засор или пропала вода. Правда, разобраться в этом зрелище сможет только специалист.

«При обследовании трубопроводов системы канализации мы видим наросты, жировые отложения, посторонние предметы в виде камней, бутылок или больших иловых отложений, наличие контруклонов, — расшифровала похожую на УЗИ картинку на мониторе начальник центральной диспетчерской службы «Ижводоканала» Ольга Салтыкова. — Видим состояние стыковых соединений, особенно в той местности, где по трассе канализации растут деревья, и нередко сквозь стыковые соединения прорастают корни, которые почти на 90% перекрывают диаметр трубопровода».

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Часть рассказа для меня стала откровением: оказывается, в водопроводной и канализационной сети Ижевска до сих пор есть участки трубопроводов, проложенных еще 60–70 лет назад, из глубины которых роботы нередко передают данные о том, что они попросту разрушились.

Последнего робота-диагноста «Ижводоканал» приобрел в мае 2016 года. За это время аппарат обследовал около 5,5 км сетей, и не только в поисках аварийных участков. Сейчас все вновь вводимые в эксплуатацию трубопроводы должны быть обследованы с помощью этого оборудования, чтобы специалисты могли визуально оценить качество швов в местах сварки труб.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»За день у робота бывает до трех «выездов» в проблемные места. Из разговора с диагностами я поняла, что настоящей головной болью стали трубы, которые специалисты называют «выпусками», это часть внутридомовых сетей канализации. Раньше за ними следили управляющие компании, но поменявшееся законодательство определило, что границей эксплуатационной ответственности общего  имущества многоквартирных жилых домов является наружная стена дома, и поэтому управляющие компании от этой заботы освободило. В результате эти участки — лидеры по засорам, провалам и прочим аварийным ситуациям.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»

Правда, теперь на «Ижводоканале» рассчитывают, что работы по ликвидации аварий станет меньше, поскольку в штате предприятия появились «специалисты», электронный интеллект которых позволяет оценить качество работы проложенных трубопроводов и существенно сократить затраты на капитальный ремонт.


Читайте также


comments powered by HyperComments