Полная версия Мобильная версия

Не валять дурака? Клоун из Ижевска Владимир Шкелёв сравнил цирковое искусство в прошлом и настоящем

K 5337
J
Надежда Рысьева

 

К общепринятым клише без претензии на какое-либо искусство сводится большинство современных цирковых номеров, включая клоунаду. О том, существует ли понятие нравственности в клоунаде и где тот рубеж, направивший легендарную классическую клоунаду в забытье, мы поговорили с работником Государственного цирка Удмуртии Владимиром Шкелёвым, клоуном с тридцатилетним стажем, известным под псевдонимом Рыжий.

Фото из личного архива Владимира Шкелёва— Владимир Григорьевич, говорят, что вы стали клоуном во многом благодаря личному участию Юрия Никулина. Так ли это?

— В этом есть правда. Моя встреча с Юрием Владимировичем состоялась на фестивале в Екатеринбурге. В то время я работал у Юрия Бирюкова (один из известнейших дрессировщиков в стране. — Прим. «ДЕНЬ.org») служащим по уходу за животными, но уже тогда мечтал стать клоуном. Когда дежурил по ночам, учился выполнять разные трюки. Как-то часа в два ночи на конюшню входит свита, а во главе идет сам Юрий Никулин — показывает гостям закулисье цирка. А я как раз стоял, учился жонглировать. Он взглянул на меня и удивленно: «Ну ничего себе ты тут стоишь!» Говорю взволнованно: «Юрий Владимирович, я прочитал вашу книгу "Почти серьезно", бросил техникум советской торговли, взял чемодан и решил податься в цирк!» Он расплылся в улыбке, потом: «Все понял, сейчас некогда разговаривать — потом подойдешь». После нашего общения всякий раз Никулин посылал приветы «парню из Ижевска».

— Когда же состоялся ваш дебют в качестве клоуна?

Фото из личного архива Владимира Шкелёва— С Бирюковым в труппе работала клоунская тройка. Среди них был Сережа Агапитов, который снялся в фильме «Не валяй дурака» вместе с Михаилом Евдокимовым. А я дружил с этими клоунами, знал их репертуар. Практически сразу же после моей судьбоносной встречи с Никулиным Сережа сломал руку. Меня тут же втащили в представление. Раздумывая о том времени, я понимаю, что сгусток желания, энергии — всё сошлось в определенный момент и я оказался именно там, где мне следовало быть. Раньше люди из простых рабочих благодаря силе воли и упорству поднимались в артисты, сейчас такого нет, да и клоун как-то перестал котироваться среди профессий.

— Наверное, в обществе изменилось представление о профессии клоуна и само отношение людей?

— Со временем само слово «клоун» изнасиловали. Теперь клоун ассоциируется с чем-то негативным. Сейчас любой политик — клоун. Хотя изначально клоуны — это интеллигенция в цирке, то есть наиболее высокоинтеллектуальные из работников. Думающие, читающие, слушающие хорошую музыку — это же всё накладывается на человека. По сути, клоун — это пятьдесят процентов успеха программы!

А сейчас клоунами называют кого ни попадя. Аниматоры — клоуны, дилетанты на улицах — и то клоуны. Современные артисты клоунады не помнят и не утруждают себя знакомством с репертуаром гениальных комиков советских времен. Знают только, как кидать в публику шар либо скакать на вытащенном на манеж зрителе.

Фото из личного архива Владимира Шкелёва — Владимир Григорьевич, за вашим образом клоуна закрепилось прозвище Рыжего. Почему именно такое?

— Обычно в номерах нас было трое: Белый, Черный и Рыжий. Но интересно, что контраст между артистами лежит в основе их взаимоотношений. На этом строится и конфликт, заложенный в сценках и репризах. Взаимозависимость партнеров на манеже настолько велика, что ошибка или неудача одного порой сводит на нет усилия другого. Осмеяние глупости, напыщенности, алчности и других человеческих пороков — основная цель клоунов. Смеясь как бы над собой, клоун высмеивает недостатки, осуждая не людей, а их пороки. Такие клоуны должны обладать настоящим актерским мастерством. Я общался со многими великими клоунами, большинство русских клоунов обладали отличной дикцией. Их было слышно в любом уголке цирка!

— Известны ли вам секреты того, как именно удержать внимание тысячного зала?

— По этому поводу припоминаю слова, которые при одной нашей беседе произнес известный клоун Клёпа из АБВГДейки. Эту мысль можно применить к любой профессии. «Ответь себе на вопрос, чем ты можешь быть интересен залу из 1 700 человек. Людям с разным интеллектом, уровнем образования, национальностью, привычками и возрастом, в конце концов. А?» — сказал он. Поначалу я многому учился у лучших клоунов, что-то перенимал, от чего-то отказывался, а затем понял и решил, что моя стихия — энергия, добрый юмор и хорошая актерская игра.

— То есть вопрос на этот ответ нашелся не сразу?

Фото из личного архива Владимира Шкелёва— Если его сразу найдешь — обманешь сам себя. Потому вопрос, как и ответ, впрочем, вечный. Юмор меняется молниеносно, необходимо быть хорошим и внимательным психологом. Сейчас шутки становятся грубее и по смыслу, и по форме подачи, нет долгой, скрупулезной работы над техникой. Профессионал, независимо от того, сколько лет трудится в некой области, должен работать над собственным усовершенствованием постоянно. Всю жизнь, если хотите. Потому клоуны еще той, советской школы — разносторонне развитые люди, нежели нынешние.

Вообще, хороший клоун априори хороший психолог, физиогномист. Есть законы, которыми руководствуются артисты при работе с публикой. К примеру, если первый человек отказался выйти — «Не!», откажутся все, кого ты позовешь вслед за ним. Цепная реакция называется. То есть за кулисами клоун четко отслеживает, кого можно позвать на сцену, кого не стоит. Например, как-то одному из клоунов зритель просто дал в глаз, потому что тот уселся на коленки его жены. Я понимаю его возмущение — человеку неприятна нахальная невоспитанность, хоть и преподнесенная в смешном виде. Люди не любят, когда из них делают дураков.

— Ну а если клоуны знают, что люди боятся выглядеть смешными, почему выводят на манеж?

— Сама понимаешь, нужно вести со зрителем диалог, увлекать его в действо. Потому необходима коммуникация, не взаимодействовать со зрителем нельзя. Клоун, по сути, должен быть энергией и темпоритмом представления.

Есть два метода работы со зрителем. Первый — когда клоун берет человека в качестве равного себе комического партнера, второй — когда малопрофессиональные клоуны выбирают зрителя, чтобы посмеяться над его внешними чертами. Скажем, сядут на крупную женщину и делают вид, будто скачут, зал смеется — человеку глубоко обидно. Я никогда не выхожу за рамки принципов — ставлю человека в смешные ситуации, но не оскорбляю. Могу себе позволить сесть на коленки, заранее «прочитав» человека и его настроение, но делаю это деликатно и осмеивая в первую очередь себя. Либо вот недавно на спектакле «Золушка» гляжу — сидят бабушки. Я говорю: «О, Бурановские бабули приехали! Давайте-ка я вам примерю туфельки, авось подойдет». Они, понятно, смеялись вместе со всем залом. И им приятно, что сравнили со знаменитостями, и мне хорошо.

— Бывает ли такое, что зал не поддается обаянию клоуна и не воспринимает репризы? Как спасать ситуацию в таком случае?

— Бывает. Всё зависит от внутренней наполненности клоуна. Великий Дэвид (Дэвид Ларибль — звезда мировой клоунады, ведущий артист всемирно известных цирков Америки. — Прим. «ДЕНЬ.org») как-то сравнение приводил: пришли тысячи зрителей, у каждого на сердце висит замочек, который нужно открыть связкой ключей, что у тебя в руках. Чик-чик — понаоткрываешь — смеются! А можно тыкать и не попадать.

Когда зал «мертвый», нужно работать быстрее — тормошишь, и отдачи в два раза больше. Если выходить на манеж тухлым, всё представление может пойти насмарку. Напротив, энергетика клоуна должна спасти ситуацию. Но этот автопилот бесперебойного включения и выключения энергии приходит с постоянными репетициями, опытом. Знаете ли, выйти на сцену по молодости и показать репризу не так-то просто.

Фото из личного архива Владимира Шкелёва— Получится ли у циркового клоуна так же блестяще выступить на театральной сцене?

— У клоунов цирковых и театральных изначально совершенно разная ритмика, пластика да и аудитория. В цирке зритель, к примеру, в отличие от театра, и за спиной сидит тоже. Опытные клоуны всегда учитывают условия круглого зрительного зала цирка и никогда надолго не задерживаются спиной к одному сектору. Они постоянно находятся в движении, непрерывно общаются с партнером и всегда пребывают в контакте со зрительным залом. И если цирковой еще сможет выйти на площадку театральную (и то с трудом!), то театральный просто не осилит зал. Великий Полунин пробовал — ничего не получилось, а Дэвид приехал в прошлом году в Ижевск и молниеносно всех зажег. Вот что значит цирковой клоун!

— Сейчас на многих афишах внимание акцентируется на животных, нежели на фамилии клоуна. С чем связана тенденция?

— При Советской власти знали клоунов в лицо, во времена перестройки с ними обошлись некрасиво, они и отошли в сторону. С тех времен до сих пор нет фамилий — затолкали артистов в глубинку, имена неизвестны, на кого идти? Запашные, Корниловы только остались на слуху. Хотя достойные клоуны еще остались. Раньше престиж профессии был, уважаемый статус, как и у инженеров, впрочем. А как сейчас называют представителей рабочих профессии? Быдло. То-то и оно.

Потому заманивают публику на всяких там экзотических животных. И кстати говоря, народ неплохо идет.

Фото из личного архива Владимира Шкелёва— Какова социальная роль, миссия клоуна в обществе?

— Миссию клоуна можно проследить с годами, на заре карьеры ее сложно понять. Думаю, главная роль — выявление пороков общества через осмеяние клоунами друг друга в репризах, демонстрация каких-то нравственных понятий детям на доступном для них языке. Встреча с хорошим клоуном нередко меняет настроение, а может, и судьбу человека. Таких примеров на моей только памяти — тысячи! Это эмоции, каких в торговом центре не купишь.

Однажды во время гастролей по стране ко мне, расплывшись в улыбке, подходит молодой мужчина с крохотной дочкой. Протягивает фотографию. Смотрю — там я в образе клоуна и какой-то мальчик. И он вдруг начинает объяснять, что фото сделано «дцать» лет тому назад и тот самый мальчуган — он. «Я обожал вас в детстве! Узнал вас сразу, как увидел на манеже, сходил купил еще два билета на представление, взял фотографию, дочку и пришел, чтобы сделать исторический снимок», — радостно объяснил он мне. Признаюсь, был поражен и удивлен не меньше его. Ну вот как прикажете к этому относиться? Хорошее цирковое искусство, нашедшее отклик в сердцах, соединяет целые поколения!

 


Читайте также