Полная версия Мобильная версия

Нестыковочка на набережной. Благоустройство станет в Ижевске очередной архитектурной «перестройкой»

K 4953
J
Дмитрий Манылов

Восемнадцатого апреля завершен прием предложений участников открытого национального архитектурного конкурса на разработку концепций благоустройства ключевых общественных пространств в пятнадцати городах России, в том числе в Ижевске. Организаторы конкурса — Минстрой России, Фонд единого института развития в жилищной сфере и КБ «Стрелка» — объявили, что это часть большого проекта благоустройства ключевых общественных пространств, который этими пятнадцатью городами не ограничится. Раз мы в первых рядах, то, видимо, с благоустройством в столице Удмуртии совсем все плохо.Фото: © «ДЕНЬ.org»

В Ижевске в качестве приоритетного ключевого общественного пространства, ставшего предметом конкурса, на этот год выбрана набережная зодчего Дудина, то есть участок набережной Ижевского пруда от монумента «Навеки с Россией» до городского пляжа. Эксперты московского КБ «Стрелка» провели собственные исследования и подготовили техническое задание, согласно которому этот участок должен стать «зеленой городской набережной с множеством летних кафе, открытой сценой и зонами спорта».

Автотранзиту — не быть

Есть и конкретика — в первую очередь она состоит в ликвидации автомобильного транзита вдоль набережной, организации новых точек активности, системы орошения, появлении удобных спусков к воде. Пункт о ликвидации автомобильного транзита сразу же вызвал вопросы. Как известно, там и сейчас его нет, однако это связано не с тем, что цель, заявленная «Стрелкой», уже достигнута, а с тем, что на этой территории еще не начаты работы в рамках второй очереди уже утвержденной концепции развития набережной.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Первая очередь уже реализована и известна ижевчанам в качестве «набережной как в Ницце», детища бывшего президента Удмуртии Александра Волкова. Как подтвердил начальник отдела проектных работ ижевского МБУ «Архитектурно-планировочное бюро» Андрей Петухов, концепция набережной, разработанная «Удмуртгражданпроектом», предполагала организацию сквозного автомобильного движения в сторону городка Металлургов, исходя из этого подхода, была реализована первая очередь работ на набережной.

Любопытно, что за день до окончания приема заявок на конкурс Минстроя России в Ижевске состоялись публичные слушания по рассмотрению документации по планировке территории линейного объекта «Реконструкция набережной им. Зодчего Дудина от монумента „Навеки с Россией“ до речки Подборенки». Это как раз часть территории, выставленной на первый этап федерального конкурса. Как пояснил «ДЕНЬ.org» Андрей Петухов, о федеральном конкурсе ему ничего не известно, в их задачи входила прежде всего разработка проекта межевания этой территории, детали ее функционального наполнения фактически были взяты из концепции «Удмуртгражданпроекта».

Публичные слушания. Фото: информационно-аналитическое управление администрации ИжевскаВ частности, речь там идет о расширении проезжей части на набережной до девяти метров, что прямо противоречит техническому заданию на проектирование, разработанному для конкурсантов.

«Я за сквозное автомобильное движение», — прокомментировал Андрей Петухов, однако представители общественности, участвовавшие в слушаниях, солидарны со «Стрелкой», хотя о конкурсе им, похоже, вообще ничего не было известно.

«Было бы неразумно построить „мертвую“ набережную, — прокомментировал директор МБУ «Архитектурно-планировочное бюро» Константин Осипов. — Если часть дороги сделана, то надо ее с чем-то соединять, иначе получается, что сделали только полдела и бросили».

К вопросу о стратегическом планировании

Приехали. Фото: © «ДЕНЬ.org»Между новым видением московских экспертов, представителей общественности и концепцией «Удмуртгражданпроекта», утвержденной в свое время правительством Удмуртии, в реализацию которой уже вложены огромные деньги, возникло очевидное противоречие. Не в нашей компетенции судить о том, кто прав в этом заочном споре. Однако ясно одно: если на набережной Дудина будет реализована концепция Минстроя России и КБ «Стрелка», то можно констатировать, что внушительная доля средств, «закопанных» в первую очередь реконструкции, была попросту выброшена на ветер. Поскольку многое там делалось именно исходя из организации сквозного движения, то получается, что делалось зря.

Эта ситуация как нельзя лучше иллюстрирует типичную для России проблему постоянных шараханий от одних концепций к другим и от старых лоббистов к новым. В результате население не успевает следить за тем, в какую сторону подует ветер. Все это создает стойкое убеждение в том, что вместо серьезного стратегического планирования у нас, как всегда, раздолье для временщиков, закапывающих в землю то, что было начато их предшественниками.

Набережная зодчего Дудина. Фото:  © «ДЕНЬ.org»Возможно, что это только кажущееся противоречие между двумя концепциями и в действительности проблема состоит попросту в отсутствии средств на продолжение работ в рамках старой концепции. Ни у республики, ни у федералов просто нет денег для того, чтобы протянуть нормальную дорогу по набережной в сторону городка Металлургов.

По сути, новая федеральная политика в области благоустройства, так же как и прежняя региональная, во главу угла ставит не благоустройство как таковое, а внешний эффект. Если раньше он выражался в обсмеянной ижевчанами формулировке «как в Ницце», то сегодня это рациональный маркетологический подход — минимальными средствами создать у людей иллюзию благоустройства. О реальном благоустройстве речь, похоже, не идет — опять фонари и лавочки.

Собственно говоря, это продолжение навязанной нашим моногородам Сарапулу, Глазову и Воткинску программы «Пять шагов к благоустройству», в которую они включились, так и не дождавшись пока серьезных инвестиций в изношенную до предела городскую инфраструктуру. К сожалению, приходится констатировать, что внешний эффект нашим властям важнее, чем внутреннее содержание, поскольку он обходится дешевле.


Читайте также