Полная версия Мобильная версия

Невеста с ящиком газировки. Удмуртия готовится к подорожанию безалкогольных напитков

K 1997
J
Дмитрий Манылов

Новость о возможном введении акциза на сладкие безалкогольные напитки появилась в медийном пространстве как раз накануне Дня знаний, когда на один день запрещают продавать алкоголь и миллионы российских школьников вместе с родителями радостно вкушают праздничную газировку. Хорошего помаленьку — намекают чиновники, инициируя новое повышение цен.

Фото: vendingbusiness.ru«Как-то мы не отнеслись серьезно к этому», — прокомментировали мне в маркетинговой службе увинского «Водолея» планы Минфина России обложить безалкогольные напитки с добавлением сахара или других подсластителей акцизом в размере 5 рублей за литр. Выяснилось, что оптимизм сбытовиков связан с тем, что им удалось в полной мере воспользоваться преимуществами жаркого, тридцатиградусного лета, — прохладительные напитки шли на ура.

Перейдя на серьезный тон, девушка, разговаривавшая со мной, признала, что такое значительное увеличение цены очень серьезно повлияет на сбыт. Действительно, если «Водолей» предлагает сегодня на своем сайте лимонад в полуторалитровой таре по цене 170 рублей за упаковку из шести бутылок, то есть одна бутылка от производителя стоит 28 рублей, то после введения акциза цена бутылки увеличится на 7,5 рубля, то есть до 36 рублей. Это почти 30%-ный рост — неслабо, честно говоря.Фото: kakprosto.ru

Сахарозамещение

«Наша детская аудитория уйдет в более низкий ценовой сегмент напитков, приготовленных с использованием сахарозаменителей, — предположили на ижевском заводе «Гамбринус». — Резко отрицательно относимся к введению акцизов, это усилит и без того негативную тенденцию на рынке, что однозначно приведет к падению продаж. Кстати, если эта инициатива еще только обсуждается, то повышение акциза на пиво на 1 рубль с нового года — вопрос решенный».

Менеджер по снабжению и продажам предприятия, производящего воткинский лимонад, Елена Бородулина, посоветовавшись с директором, заявила, что они воздерживаются от официального комментария по поводу акциза, но по ее тону было понятно, что новость им явно не по душе. Некоторые коллеги наших производителей высказываются более решительно. Например, РБК приводит экспертную оценку гендиректора ООО «Айсберг» Александра Саксонова, отметившего, что за последние два года продажи безалкогольных напитков уже сократились на 30%, а после введения пятирублевого акциза могут сократиться на 60–70%.

Фото: rup.eeПрезидент Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров считает, что подорожание сладких безалкогольных напитков на 1% ведет к падению продаж на 1,5%. При этом, согласно данным РБК, Минфин России планирует привлечь от введения этих акцизов в 2017 году всего-то 25 млрд рублей. В своих расчетах они, скорее всего, ориентировались на существующий уровень потребления безалкогольных напитков в России. Если же продажи после введения акцизов снизятся, например, на 30%, то сумма дополнительных налоговых поступлений составит уже только 17 млрд рублей. При этом из-за снижения оборотов бюджет лишается части НДС, налогов по упрощенной системе, снижается эффективность производства, соответственно, падает налог на прибыль, НДФЛ и так далее по цепочке.

Долой низкие цены, даешь низкую инфляцию

Удивительно, с какой синхронностью наши власти часто действуют в противоположных направлениях: в то время как Банк России всеми силами абсорбирует избыточную банковскую ликвидность, подавая это как яростную борьбу с инфляцией, правительство всячески разгоняет эту инфляцию, стимулируя рост цен на внутреннем рынке. Помимо акцизов, в их арсенале рост тарифов так называемых естественных монополий, всевозможные меры, повышающие издержки в торговле, на транспортных перевозках, обнуление вывозных экспортных пошлин, как, например, на пшеницу.

Возможно, в ситуации с акцизом чиновники полагают, что себестоимость производства большинства прохладительных напитков невысока и производители просто снизят свою норму прибыли. Эксперты указывают, что себестоимость литра газированной воды на подсластителях без учета тары составит где-то порядка 5-6 рублей за литр. Естественно, что производство напитков на основе сахара обходится производителям существенно дороже. Плюс расходы на пластиковую или стеклянную тару, этикетки и все прочее, включая плату за «вход» в торговые сети и так далее. Получается, что правительство стимулирует производителей вместо качественных напитков выпускать просто подслащенную химией воду.

На вес золота. Фото: blogs.complexdoc.ruНовая налоговая инициатива может вызвать еще один очевидный эффект — поскольку с увеличением объемов производства уровень издержек на единицу продукции снижается, в лучшем положении в очередной раз оказываются наиболее крупные рыночные игроки. В первую очередь это глобальные компании типа Coca Cola или PepsiCo, и без того доминирующие на нашем внутреннем рынке. Они устойчиво лидируют в среднем ценовом сегменте, оставляя местным компаниям узкие сегменты в категории «первая цена» или, наоборот, в каких-то локальных премиальных нишах с товаром, имеющим эксклюзивные потребительские свойства.

Выходит, что все в мире быстротечно и бренно, кроме кока-колы. Слышал я от европейских студентов несколько лет назад историю о том, как они в рамках своего учебного процесса на полгода выезжали с какими-то гуманитарными миссиями в Кению и поражались там отношению кенийцев к прохладительному напитку, который добрый Дед Мороз приносит. Он там у них вместо валюты — семья невесты, например, в качестве приданого дарует семье жениха ящик кока-колы, и это считается весьма почтенным обычаем.

Фонд Билла Гейтса уже финансирует исследования по выращиванию витаминизированных бананов, значит, скоро придумают люди способ насытить газировку всеми необходимыми для жизни веществами и микроэлементами, чтобы она уже стала главной едой. Подождали бы господа из Минфина этих чудесных открытий, тогда и акциз был бы ко времени.


Читайте также


comments powered by HyperComments