В Ижевске открылась выставка Пабло Пикассо «Искушение», на которой представлены работы из его масштабного, пронизанного эротизмом цикла Suite 347, долгое время находившегося в нашей стране под цензурным запретом.
В 1968 году 87-летний Пабло Пикассо, живя отшельником на своей вилле во Франции, в течение нескольких месяцев безостановочно рисовал откровенные сценки, объединенные темой человеческих страстей и эмоций и эротических импульсов. Позднее цикл получил название Suite 347 («Серия 347») - по количеству рисунков. Каждый сюжет был выполнен в жанре гравюры и оттиснут в 50 экземплярах. Большинство их них осело в частных коллекциях: полным комплектом из 347 работ могут похвастаться только Музеи Пикассо в Париже и Барселоне и 5 музеев и фондов Франции, США, Германии, Израиля и Швейцарии. В СССР и России «Серия 347» не выставлялась никогда: сначала по цензурным соображениям, потом – из-за сложностей с авторскими правами на работы. Только недавно с разрешения потомков Пикассо и под их наблюдением петербургской компании «Артгит» удалось сделать литографии 105 из 347 знаменитых рисунков и отправить эти волнующие воображение работы в турне по нашей стране.
По словам представителя компании «Артгит», основу выставки составляют наиболее откровенные работы цикла. Казалось бы, названия работ говорят сами за себя. «Подглядывающий из-под кровати и художник в шапке моряка, занимающийся любовью с моделью». «Папа приподнимается с кресла, глядя, как пара занимается любовью». «Мужчина, находящийся под воздействием наблюдения за лежащей обнаженной женщиной». Но, право слово, иронии и игры в этих картинах гораздо больше, чем провокации. Каждая работа этого колоссального графического проекта кажется главой огромного романа сродни «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Рабле. Это мощное, кипучее, ненасытное раблезианство, подхваченное и продолженное Пикассо, едва ли не вспучивает бумагу, насыщая пространство выставки концентрированной, живой, непоседливой, не признающей рамок и невероятно обаятельной телесностью. Художника ведет за собой жадный, открытый, бесстыдный (потому что нет и не может быть в этом ничего стыдного) интерес к физической жизни человека.
Несмотря на то, что Пикассо использует образы христианской культуры (в одной только серии про подглядывающего за любовниками Папы Римского несколько работ), сама система координат, в которой он думает и чувствует, дохристианская, не знающая понятия греховности тела. Да и сами рисунки Пикассо не натуралистичны и уж тем более не порнографичны. Скругленные линии и невообразимые пропорции фигур, свойственные Пикассо, превращают тела на литографиях в символ, в изысканный орнамент. Поэтому возрастной ценз «18+» для этой выставки скорее рекламный ход, нежели необходимое соблюдение приличий. От великивозрастных пуритан этот стоп-сигнал на афише искусство защитить не сможет: организаторы выставки уже получали возмущенные отзывы от представителей церкви (к счастью, смогли «отбиться» от обвинений). Остальных возрастное ограничение скорее удивит: «Сладострастной обнаженной» Пикассо можно любоваться без оглядки на паспортные данные так же, как «Давидом» Микеланджело или «Обнаженной Махой» Гойи.
Эта графика, оставаясь удивительно современной, дает возможность почувствовать энергию того времени, в которое она была создана. Появление работ «Серии 347» совпало с сексуальной революцией по обе стороны океана. В 1967 году Сан-Франциско пережил «лето любви», а в Лондоне The Beatles записали свой гимн All you need is love – «Все, что вам нужно – любовь». 87-летний художник, казалось, был опьянен той же свободой и воспеванием чувственности, которые заполнили в те месяцы галереи современного искусства и рок-сцену. Он даже интуитивно использовал для своих работ такие же вычурные, невероятно длинные названия, какие были в моде у рок-звезд в 1967-1968 гг. (достаточно вспомнить битловский «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» или «Мои люди были справедливы и небо было в их волосах, но теперь они довольствуются тем, что носят звезды на лбу» T.Rex).
На многих листах Пикассо изображает себя – то в виде карлика, то в виде шута Арлекина, то римского императора. Художник с упоением играет с жизнью, с многообразием ее форм, и поднимается над обыденностью, беззлобно, с симпатией к людям иронизирует над несовершенством человеческой натуры.
Созданный за 5 лет до смерти художника, этот цикл стал итогом не только его творческого пути, но и всего опыта бытия неординарного человека. Подытоживая все самое лучшее, что было и остается в жизни, он взахлеб говорит о радости чувственной любви, о необходимости полной внутренней свободы, об остром чувстве красоты и опасности, которые можно испытать в любви, во вдохновении от искусства и в полных риска забавах вроде цирка и корриды. Вся эта выставка – ликующий гимн, воспевающий короткую, часто смешную и нелепую, но вмещающую так много удовольствий человеческую жизнь.
Проект «Пабло Пикассо. Искушение» уже показывался в нескольких российских городах. В Ижевске он задержится особенно долго: выставка будет экспонироваться в ВЦ «Галерея» больше двух месяцев – до 28 июня.