Полная версия Мобильная версия

Параллельная реальность: Куда ведут дороги в столице Удмуртии? Общественники ищут, и что-то находят

K 1925
J
Беседовала Юлия СУНЦОВА

 

Александр Сабатаров на старте автопробега "Дороги Удмуртии - в десятку лучших!" Сентябрь 2014 года. Фото из архива ©газета "День"Накануне начальник управления благоустройства и транспорта администрации г. Ижевска Михаил Тарасов в очень узком кругу журналистов, приглашённых в кабинет чиновника на «кулуарную» пресс-конференцию, заявил, что плохих дорог в столице Удмуртии вообще нет. «Я про плохие (ред.- дороги) говорить не буду. - сообщил Тарасов. - Я еще раз повторяю: у нас очень хорошие дороги относительно других регионов. Все дороги мы приводим в порядок, содержим, и что-то говорить, критиковать сам себя я не буду. Дороги есть...».

Подход городских властей к проблемам дорожной отрасли «День.org» обсудил с Александром САБАТАРОВЫМ, активистом общественной организации «Автомобилисты Удмуртии».

Удмуртия, конец 20-х годов. Строительство дороги из деревянной "торцовки"- Александр, после подобных заявлений, складывается впечатление, что ответственные за дороги люди живут в какой-то своей, параллельной реальности. Тем не менее, «Автомобилисты Удмуртии» поддерживают прочный диалог с городскими властями. Не зря?

- Так и не решил для себя, что было бы эффективней - сотрудничать с городской администрацией или же встать на путь конфронтации с ней. С одной стороны, есть положительные сдвиги. Дорогого стоит, например, что ежегодный титульный список подлежащих ремонту дорог формируется на основе «народного голосования». Мы смогли организовать такие «выборы» на интернет-площадке нашей организации. В прошлом году мы настояли на отказе городских властей от траты сотен миллионов рублей на еще одну очередь реконструкции Славянского шоссе. Сэкономленные средства пошли на ремонт других городских улиц, которые нуждались в нем гораздо больше. С другой стороны, многие даже самые очевидные вещи по-прежнему не выполняются.

Митинг "Автомобилистов Удмуртии" в Ижевске. Апрель 2013 года. Фото из архива ©газета "День"- Очевидные для всех, кроме самих чиновников, для которых это Славянское шоссе и делается.

- Ну отчего же? Матчасть по гарантийному ремонту они, например, усвоили в совершенстве. Для нашего региона характерна практика, когда на отремонтированные дороги выдается гарантия в 4 года — такие сроки прописываются в официальных договорах с подрядчиками.

На деле гарантийные обязательства почти всегда не выполняются. Прошлой весной мы с членами нашей организации объехали и осмотрели все гарантийные дороги. Составили акты обследования, внесли в них каждый из замеченных дефектов. Перечни передали в администрацию и в Минтранс УР. Чиновникам оставалось только обязать подрядчиков устранить выявленные дефекты. Однако сделано этого не было. Ради «галочки» подрядчик «залатал» мелкие изъяны, но в целом на проблемные участки просто закрыли глаза. Не так давно еще на гарантии состояли «поплывшая волнами» набережная Ижевского пруда, разрушающаяся ул. Милиционная, участки ул. Пушкинской с множеством выбоин – от Майской до 10 Лет Октября, от Холмогорова до Майской. До прошлого года эти зоны по первой просьбе администрации должны были отремонтировать за счёт подрядчиков, то есть, без потерь для бюджета. На деле — администрация сделала вид, что судится с «недобросовестными» подрядчиками, а подрядчики изобразили, что не признают требования заказчика. Десятки исковых заявлений заведомо подавались в суд от ненадлежащего истца и по этой причине не могли быть удовлетворены. Юристы, представляющие интересы муниципальной власти в судах, располагали огромным запасом времени, чтобы исправить откровенные нелепости, однако они этого не сделали. В итоге гарантии на ремонт истекли, момент был намеренно упущен. Теперь на ремонт этих участков снова разыгрываются тендеры, бюджетные деньги опять отходят тем же «нерадивым» подрядчикам. Происходит это потому, что в действительности исполнителями муниципальных контрактов из года в год становятся коммерческие структуры, за которыми стоят одни и те же лояльные, приближенные к администрации лица.

[ФОТОАЛЬБОМ]- Конкуренция, как Вы полагаете, может оздоровить ситуацию?

- Это одна из причин, по которой у нас плохие дороги — отсутствие конкуренции. При проведении конкурсов на ремонт и содержание дорог делается все, чтобы как-то её ограничить. Раз за разом муниципальные контракты по начальной, то есть по самой высокой цене уходят одним и тем же генподрядчикам. Конкуренты, готовые работать дешевле, спотыкаются о критерий «квалификация участника». То есть чтобы выиграть конкурс — участнику мало предложить более низкую цену. До 40% «победы» зависит от начисленных конкурсной комиссией баллов по критерию «квалификация участника». Этот критерий характеризуется наличием у конкурсанта или у его правопреемника заключенных в последние годы контрактов с аналогичным предметом закупки и на схожую сумму.

- Помимо ремонта дорог огромный бюджетный транш предусмотрен на содержание и обслуживание городской уличной сети. Насколько эффективно расходование этих средств?

- Подрядчик, берущий круглогодичный контракт на содержание дорог города, должен заниматься ямочным ремонтом и нести расходы, связанные с устранением на автодорогах и тротуарах аварийных дефектов . В зимнее время убирать и вывозить с территории города снег, летом и в межсезонье - остатки противогололедной смеси, прочей грязи и мусора, подметать и мыть дороги и т.д.

По факту же ямы в Ижевске заделываются некачественно и не везде. По установленным технологиям, требуется прочищать и просушивать ямы перед тем как заливать в них асфальт. У нас же асфальт зачастую кидается прямо в лужи. Нередко, заделывая выбоины, дают лишку, и на местах бывших ям появляются неровности - кочки и бугры.

В снегопады техника выходит с запозданием, что приводит к транспортным коллапсам. Всю зиму снег убирается медленно и плохо - совершенно не в тех объемах, которые требуются. В результате, весной на асфальте оказывается масса талой воды с солью и грязью, которая разрушает покрытие. И это порождает еще одну проблему - у нас ужасно грязные дороги. Зимой и в сырую погоду машину мыть бесполезно — четверти часа хватает на то, чтобы она стала такой же, какой была до мойки. А в сухую погоду из-за неубранных вовремя реагентов и грязи поднимаются сильные пыльные бури.

Причина этих проблем, на мой взгляд, - в отсутствии штрафных санкций за некачественные и не вовремя выполненные работы по содержанию дорог. К примеру, количество незаделанных ям, скорость с которой они устраняются, доля не вывезенного снега никак не влияют на оплату за подотчетный период.

- Действующий сити-менеджер Денис Агашин и члены его команды любят повторять, что на дороги выделяется слишком мало средств, чтобы можно было рассчитывать на что-то хорошее. Как вы относитесь к таким высказываниям?Александр Сабатаров на митинге "Автомобилистов Удмуртии"  Апрель 2013 года Фото из архива ©газеты "День"

- Они говорят, что Ижевску было бы достаточно двух миллиардов в год, выделяется же в 4 раза меньше. Я не знаю, насколько можно доверять этим подсчетам. Но денег на дороги всегда не хватает, это правда. Но не нужно чиновникам делать вид, что от них здесь ничего не зависит. Зависит многое. Если средств не хватает, было бы логично их экономить. Но в администрации Ижевска упорно не желают этого делать. Например, в прошлом году несколько перекрестков с трамвайными путями в Ижевске отремонтировали с применением «чешских» плит». Это очень дорогостоящая технология. Один только трамвайный переезд на перекрестке улиц Ленина и Карла Маркса обошелся бюджету города примерно в 17 млн. рублей - на эти деньги можно было бы заасфальтировать целую улицу. Как можно выносить в приоритет трамвайный переезд, когда полгорода нуждается в срочном ремонте дорог? При этом, выясняется, что чудо-плиты эти администрация Ижевска перекупала с торгов у МУП «ИжГЭТ», который в свою очередь незадолго до конкурса приобрел их в разы дешевле у некоего у г-на Йосефа Гушека из Чешской Республики. И именно в том объеме, который понадобился конечному покупателю - администрации.

Масштабная замена асфальта на брусчатку в Ижевске. Осень 2014 года. Фото из архива ©газета "День" Другой пример экономии. В последние годы администрация Ижевска с большим энтузиазмом кладет брусчатку на асфальтовые тротуары. При этом застилают прежде всего асфальтовые тротуары, которые до того находились в хорошем состоянии, а пешеходные зоны, остро нуждающиеся в ремонте, оставляют без внимания. Остается добавить только, что срок гарантии на асфальтовые пешеходные зоны вдвое длиннее - 4 против 2 лет. На деле же — брусчатка разрушается вообще за один год, так как, по технологиям, должна стелиться не на асфальт, а на «подушки», которые отводят воду. Проблема еще и в поставляемой для Ижевска брусчатке - качество ее в последние годы значительно ухудшилось.

Эффективное ли это расходование средств? Любых денег всегда будет мало, если тратить их с тем подходом, с каким это делают сейчас начальники из городской администрации.


Читайте также


comments powered by HyperComments