Полная версия Мобильная версия

Плати, а там посмотрим. Дальнобойщики Удмуртии за два месяца не смогли приспособиться к «Платону»

K 1961
J
Дмитрий Манылов

Спустя почти два месяца с даты старта системы «Платон» я вновь посетил ижевский офис «РТ-Инвест». Поговорив с дальнобойщиками, убедился, что за это время приноровиться к системе мелким грузоперевозчикам не удалось. Закончились новогодние каникулы, и люди пришли к представителям «Платона» с массой всевозможных проблем, связанных с эксплуатацией системы. Многие из них можно было бы снять, раздав наконец-то специальные бортовые устройства для каждой машины, но устройств этих в ижевском офисе оператора «Платона» пока нет и когда появятся — неизвестно.

Фото: © «ДЕНЬ.org»По данным, имеющимся в распоряжении «РТ-Инвест», в Удмуртии около 15 тысяч большегрузных автомобилей, попадающих под действие сбора. В ижевском офисе оператора системы нам сказали, что в прошлом году в республику поступило две партии бортовых устройств — в общей сложности около 1,5 тысячи штук, то есть 10% от необходимого количества. Все они были розданы. Ожидается следующая партия, только когда она придет и сколько там будет устройств, руководитель ижевского обособленного подразделения «РТ-Инвест» Елена Ломаева не знает.

Квесты с маршрутными картами

«Им выгодно катать нас маршрутными картами», — поделился один из посетителей офиса, и похоже, что он прав. Действительно, можно было подготовить и распределить необходимое количество бортовых устройств заранее. С ним все просто: устройство подключается к разъему прикуривателя и автоматически фиксирует маршрут для расчета платы. Нужно только, чтобы на лицевой счет была загружена достаточная сумма денег.

При составлении маршрутной карты в терминале нужно внимательно следить, чтобы маршрут не оказался в два раза длиннее. Фото: © «ДЕНЬ.org»При отсутствии устройства нужно заблаговременно точно составить маршрут и зафиксировать его на сайте системы. Это более запутанный, но бесплатный для оператора способ. Стоимость одного аппарата составляет 6 822 рубля, то есть только для Удмуртии нужно было предварительно выложить около 100 млн рублей, чтобы закрыть вопрос с бортовыми устройствами. Понятное дело, что проще и дешевле сначала собрать с людей деньги, а потом постепенно штамповать электронику. Чем дольше тянуть, тем выгоднее — вот и вся логика.

Дальнобойщики рассказали, что при работе с маршрутными картами возникает масса проблем. Например, если заложить маршрут из Ижевска в Самару, компьютер выдает расстояние 1 100 км. При этом если использовать для прокладки маршрута любой из существующих интернет-сервисов, расстояние выйдет от 600 до 650 км. Дело в том, что сервис «Платона» старается прокладывать маршрут лишь по федеральным трассам. Оно и понятно — сбор взимается только с проезда по ним. Можно самостоятельно исправить маршрут, вводя промежуточные точки, но разработчикам можно было побороть жадность и предложить, например, несколько вариантов на выбор.Вот оно — специальное бортовое устройство. Фото: © «ДЕНЬ.org»

Есть и более вопиющий пример. Человек выезжает в рейс, например, из Глазова. Собирается получить маршрутную карту, но сайт «висит». Он звонит в техподдержку, и ему предлагают приехать в ижевский офис. Он скрипит зубами, но едет. В тот момент, когда я приехал в офис «РТ-Инвест», там как раз нашлись такие водители. Я обратился за комментарием к Елене Ломаевой, и она ответила, что с декабря появилась возможность оформлять маршрутную карту и вносить деньги на лицевой счет через терминалы QIWI.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Заглянул на сайт — там действительно упоминается, что можно воспользоваться терминалами самообслуживания. Я расспросил дальнобойщиков — те, кто «докопался» до этой фразы, поняли ее так, что речь идет о терминалах в офисе «Платона». Елена Ломаева разъяснила, что в терминал QIWI заложен даже более широкий сервис — он может принимать наличные, правда, за свои услуги взимает комиссию 4%. Обидно платить еще одному посреднику, но все же лучше, чем ехать из Глазова в Ижевск.

Могли хотя бы объявление повесить. Кстати, на сайте Федерального дорожного агентства выложен информационный буклет «Система Платон — 6 простых шагов». В ижевском офисе «Платона» его нет. Я спросил у сотрудниц, думал, что, может быть, просто не выложили. Оказалось, что буклетов вообще нет. Видимо, кто-то опять пожалел денег на хороший тираж.

Брошенные в неизвестности

Объявление о мошенниках в ижевском офисе «Платона». Фото: © «ДЕНЬ.org»Одно объявление на стене ижевского офиса все-таки висит — предупреждение о мошенниках, вымогающих деньги на дорогах. Эти люди под видом контролеров от «Платона» останавливают машины и вымогают взятки у водителей, не имеющих или неправильно оформивших маршрутные карты, обещая не выписывать штраф.

Представляете, что чувствует мелкий грузоперевозчик, ожидающий со дня на день квитанцию с круглой суммой накопленных штрафов? Многие считают, что штрафы пока копятся и квитанции не рассылаются специально, чтобы потом передать дело приставам и арестовать автомобиль. Недавно власти одумались и снизили сумму штрафа до 5 тысяч рублей за первое и 10 тысяч рублей за повторное нарушение. Вообразите, какие эмоции испытывали люди в ожидании совершенно запредельных первоначально объявленных сумм.

Там же в ижевском офисе я встретил и руководителя фракции КПРФ в Госсовете УР Владимира Чепкасова. На мой вопрос о том, в каком качестве он присутствует в офисе «Платона», Владимир Чепкасов ответил, что пришел посмотреть, что и как. КПРФ позиционирует себя в качестве организатора цивилизованного протеста против системы «Платон». «ДЕНЬ.org» публиковал материал о проведенном ими довольно бессмысленном митинге в Ижевске. Ощущение такое, что все хотят как-то использовать протест дальнобойщиков в своих целях, но никто не собирается им реально помогать. Отменять «Платон» никто уже не будет, но организованное конструктивное давление на власть могло бы значительно улучшить условия для грузоперевозчиков.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Власти продемонстрировали, что под давлением могут пойти на серьезные послабления. Видимо, они работают по принципу коммерческого торга — готовы на уступки, но до времени держат их в запасе. Иначе как ответить на целую серию возникающих вопросов: для чего нужно было первоначально вводить громадные штрафы? Если с апреля 2016 года планируется отказаться от авансирования платежей, то почему нельзя было сделать это сразу? Почему не совместили введение платежа с отменой транспортного налога для большегрузов, как собираются сделать сейчас?

Об этом можно было подумать заранее. Тогда я не увидел бы неприятную картину, когда, выходя из офиса «Платона», неудовлетворенный посетитель остановился на крыльце, смачно на него высморкался и только после этого спустился по ступеням, видимо, в обратный путь к пока еще своей фуре.


Читайте также


comments powered by HyperComments