Удмуртия упустила уникальную возможность разрекламировать себя как регион, в котором есть на что посмотреть и чему удивляться туристам. Масштабное празднование 175-летия Петра Чайковского могло стать гениальным имиджевым ходом в презентации республики, но вместо того, чтобы гордо заявить о себе, к стыду своему, опростоволосились. Даже месяц спустя те, кто побывал на мероприятиях, именуемых торжествами по случаю юбилейной даты, до сих пор задаются вопросом: а что это было? А было именно мероприятие для галочки, а не международный праздник в честь великого композитора.
Великие планы на великое имя
Указ «О праздновании 175-летия со дня рождения П. И. Чайковского» президент России подписал еще в 2012 году. У республики было три года, чтобы подготовиться к торжествам: отремонтировать дом-усадьбу, подготовить к встрече гостей всю необходимую инфраструктуру в Воткинске и, что не менее важно, продумать такой сценарий праздника, чтобы после него в республику если не хлынул, то хотя бы устремился поток туристов. Ведь именно презентация туристического потенциала Удмуртии, родины гения, должна была стать конечной целью задуманного плана.
Правительство республики, рассчитывая на финансовую поддержку из федеральных источников, активно заговорило о планах по реконструкции и благоустройству объектов, связанных с именем Чайковского, обустройству фестивальных площадок, учреждений культуры и образования, организации концертов с участием оркестров и звезд мирового уровня. Для привлечения туристов планировалось разработать социальную рекламу юбилейных торжеств, продвижение символики, создать специальные книги и культурные карты, содержащие всю необходимую туристическую информацию об Удмуртии.
Путь к звездам проходит через тернии. Очень скоро выяснилось, что денег будет выделено в разы меньше, чем ожидалось. Музей-усадьбу отреставрировали, набережную облагородили, ижевский театр оперы и балета реконструировали и присвоили ему имя Чайковского, и на этом – все. Первым провалом было отсутствие грамотной рекламы. Межведомственный координационный совет по развитию туризма собрался по вопросам проведения праздника лишь в середине декабря 2014 года. Примерно тогда же заработал и правительственный сайт «Юбилей на родине гения» с анонсами мероприятий. Даже логотип торжеств утвердили лишь в конце января 2015 года.
«В туризме обычно все делается заранее: реклама, организация, заключение договоров, — говорит руководитель Удмуртского регионального отделения Российского союза туриндустрии Елена Захидова. — Если готовится какое-то крупное мероприятие, необходимо собирать турагентства как минимум за год. У нас в мае юбилей, а мы в декабре еще ничего не знали».
Торжество дворового масштаба
В итоге 7 мая, когда по всему миру отмечали день рождения Петра Чайковского, на его родине туристов можно было буквально пересчитать по пальцам, три года подготовки привели к плачевному результату.
«Получилось, что праздник сам по себе, туризм сам по себе, гости сами по себе. Видимо, его нужно было просто провести для галочки. На празднике были только жители Воткинска, небольшое количество одиночек и официальные гости. Как такового не то что всероссийского, не то что международного, а даже республиканского праздника не получилось», — рассказывает Елена Захидова.
Те немногочисленные туристы, посетившие в тот день Воткинск, — это результат инициативы турагентств, которые, воспользовавшись случаем, заранее запустили рекламу самостоятельно.
«Мы активно рекламировались в печатных изданиях, социальных сетях, на нашем сайте. Поток туристов из других регионов увеличился. Не могу сказать, что причиной тому стал лишь юбилей Чайковского», — комментирует директор агентства «Индустрия путешествий» Валентина Низамиева.
Как итог, главную достопримечательность Воткинска как родины Чайковского — музей-усадьбу — в день празднования посетило около пяти тысяч человек. После реставрации музей задышал новой жизнью, превратившись в современный культурный центр со своим концертным залом и интерактивными площадками. Территории возле усадьбы подготовили к туристическому потоку, открыли уютные кафе и частные гостиницы. Но на прогулке по старинному дому и дегустации фастфуда развлечения для туристов закончились. У праздника не было яркого сценария, не было того, на что могли бы посмотреть гости Воткинска, и не было того, что могло бы им запомниться. Мероприятия в честь юбилея, по словам Елены Захидовой, носили несколько лубочный характер, и ярмарка с народными хорами – совсем не то, чем можно зацепить туристов.
«Было абсолютно непонятно, что за праздник это был, никак не день рождения Чайковского. Приглашенные гости действительно исполняли его произведения в отличие от остальных. Мой знакомый из Москвы, с которым мы приехали на праздник, сказал, что если у нас останется такое отношение, то все будут говорить о Клине как о родине Чайковского или, как некоторые наши школьники, считать, что он родился в одноименном городе Чайковском в Пермском крае».
Словом, попытка презентации с треском провалилась. Тем временем Удмуртия обладает огромным потенциалом в области туриндустрии не только как республика с богатым культурным наследием, но и как родина гениальных людей, чьи имена известны во всем мире. Вот только реализовывать этот потенциал и уметь себя преподнести здесь пока что не научились.