Полная версия Мобильная версия

Приоткрыли будущее. Приверженность рыночным инструментам заимствований может стоить Удмуртии главы

K 4298
J
Дмитрий Манылов

Московский финансовый форум — 2016 приоткрыл перспективы для регионов, не справляющихся с обузданием растущего государственного долга. В субъектах федерации с низким уровнем долговой устойчивости при невыполнении плана восстановления платежеспособности может быть инициирован процесс отрешения от должности высшего должностного лица.

Сергей Сторчак высказывает озабоченность растущим объемом бюджетных кредитов регионам. Фото: стоп-кадр из видеоотчета Московского финансового форума — 2016.Об этом на панельной сессии «Межбюджетные отношения: новации» сообщил заместитель министра финансов России Сергей Сторчак. Все российские регионы будут сгруппированы в три категории по уровню долговой устойчивости. Для попадания в наихудшую группу «C», грозящего отрешением главы региона, достаточно не выполнить два из трех нормативов: отношение объема госдолга к собственным доходам бюджета (более 85%), доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов (более 8%) и отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета (более 18%).

Последние корректировки бюджета, принятые на сессии Госсовета 27 сентября, буквально «вытащили» за счет дополнительных поступлений по налогу на прибыль Удмуртию из этой группы аутсайдеров, но все равно нас отделяет от нее совсем немного. Сергей Сторчак немного успокоил участников дискуссии тем, что новации будут введены лишь к 2019 году и у регионов есть еще время подправить свою финансовую устойчивость. Он даже пожелал региональным властям придерживаться золотого правила — заимствовать только на инвестиционные цели. Думаю, что наши власти могли бы лишь горько вздохнуть в ответ на такое пожелание.

Как захотят, так и будет

Сергей Сторчак — известный специалист по долговому рынку, правая рука Алексея Кудрина и, пожалуй, самый крупный федеральный финансист, подвергавшийся уголовному преследованию, связанному с профессиональной деятельностью. Фото: kommersant.ruСитуация такова, что поправить финансовую устойчивость таким регионам, как Удмуртия, невозможно без благосклонного отношения все того же Минфина России по части предоставления субсидий и льготного бюджетного кредитования. Однако тут республику тоже ждал сюрприз — Сергей Сторчак поделился на форуме беспокойством по поводу незначительной, не более трети, доли рыночных инструментов в структуре региональной задолженности. По его словам, доля кредитов из федерального бюджета в последнее время резко возросла и Минфин считает это большой проблемой.

Чиновники правительства Удмуртии могут считать себя настоящими рыночниками, поскольку в структуре нашего регионального долга кредиты коммерческих банков и государственные облигации занимают на 1 сентября этого года более 59%, соответственно, доля бюджетных кредитов — 40,7%. Только за эту приверженность рыночным инструментам приходится платить миллиардными расходами на обслуживание долга.

На сайте Минфина России есть любопытная статистика по структуре государственного и муниципального долга регионов на начало сентября. В Приволжском федеральном округе по доле рыночных заимствований лидирует Самарская область, там доля ценных бумаг и коммерческих кредитов составила 76,5%. Однако отношение госдолга к собственным доходам бюджета там на 1 августа не превышало 48%, тогда как в Удмуртии оно составило 75,6%, то есть с точки зрения финансовой устойчивости Самарская область выглядит значительно здоровее.Критерии распределения по группам долговой устойчивости. Фото: стоп-кадр из видеоотчета Московского финансового форума — 2016.

В Татарстане всё как-то иначе

Самым отстающим регионом по внедрению цивилизованных рыночных методов заимствования в Приволжском федеральном округе однозначно является Татарстан. Там на начало сентября этого года вообще нет ни кредитов, ни государственных ценных бумаг, зато объем задолженности по даровым кредитам из федерального бюджета приближается к 85 миллиардам (84,7 млрд руб.).

Фото: стоп-кадр из видеоотчета Московского финансового форума 2016.Не думаю, что они сильно страдают от такой нецивилизованности и нерыночности. При ставке 0,1% годовых Татарстан расходует на обслуживание всей этой огромной долговой массы бюджетных кредитов всего 84,8 млн руб. в год. Если бы они привлекли 84,7 млрд руб. на рыночных условиях, например, по ставке, равной ставке купонного дохода по последнему выпуску государственных облигаций Удмуртии (10,55% годовых), то расходы на обслуживание госдолга там взлетели бы до 9 млрд руб. в год, то есть в 105 раз.

Такие кардинальные отличия структуры госдолга в соседних регионах — результат избирательного подхода федерального центра. Если по дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности у Минфина существует жесткая методика, то решения по даровым бюджетным кредитам, похоже, принимаются в «ручном» режиме.

Вот на этом слайде Сергей Сторчак предупредил о возможном отрешении. Фото: стоп-кадр из видеоотчета Московского финансового форума — 2016.Вообще-то, постановлением Правительства РФ от 27 января 2016 года № 40 утверждены правила предоставления регионам бюджетных кредитов из федерального бюджета в этом году.  Там говорится, что решение о предоставлении кредита принимает министр финансов, цели бюджетного кредитования: для частичного покрытия бюджетного дефицита, покрытия временных кассовых разрывов и осуществления мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное направление — это, конечно, финансирование бюджетного дефицита. Прописана и возможность замещения коммерческих заимствований бюджетными.

Сожаление Сергея Сторчака по поводу низкой доли рыночных заимствований, по сути, противоречит прописанной на официальном сайте российского правительства концепции снижения доли коммерческой задолженности к сумме собственных региональных доходов (не более 70% к 01.01.2017, не более 60% к 01.01.2018, не более 50% к 01.01.2019). Возможно, чиновник имел в виду, что нужно стремиться к коммерческим заимствованиям как к идеальной рыночной ситуации, к которой, видимо, планируется прийти к 2019 году. Вопрос — кто дотянет до этого светлого рыночного будущего?

Четыре всероссийские промышленные выставки, одновременно открывшиеся в ФОК «Здоровье» в Ижевске, по произведенному эффекту никак не дотягивали до заявленного уровня. Их оживило, пожалуй, только любопытное мероприятие «всероссийского» же масштаба, организованное там же, — круглый стол с участием Олега Радионова, бывшего главы Минпромторга Удмуртии, а сейчас одного из четырех заместителей директора департамента региональной промышленной политики Минпромторга России... Читать далее...Все эти сигналы только сгущают туман, нависший над региональной политикой федерального центра. Получается, что в течение ближайших лет решения о поддержке субъектов федерации будут приниматься в основном в силу каких-то закулисных причин, о которых простым обывателям остается только догадываться.

Пока же Минфину Удмуртии остается лишь демонстрировать федералам свои усилия по минимизации расходов по обслуживанию госдолга в рыночных условиях: замещение банковских кредитов облигациями, планирующуюся переориентацию с невозобновляемых кредитных линий на возобновляемые, для того чтобы можно было погасить задолженность, не снижая величины общего кредитного лимита. Все это, конечно, дает эффект, но больше имиджевый, чем денежный. Для того чтобы экономить на заимствованиях так, как это делает Татарстан, нужны какие-то другие рычаги.


Читайте также