Полная версия Мобильная версия

Производство — в пригороды. Велосипедик у здания мэрии Ижевска наполняется смыслом

K 2992
J
Дмитрий Манылов

Идея реиндустриализации производственных площадей, высвобожденных концерном «Калашников» в самом центре Ижевска, похоже, столкнется с непреодолимыми препятствиями. Индустриальный парк «Развитие» подготовил там несколько корпусов и даже обзавелся резидентами, занимающимися производством. Однако «Развитие» пока приостановилось, и Михаил Ромашов сосредоточился на строительстве новых площадок в рамках индустриального парка «Металлургический» на Воткинском шоссе.Фото: static.panoramio.com

Это свидетельствует о том, что масса производственных помещений, которые еще остались на проезде Дерябина, рискуют остаться невостребованными. Возможно, похожая судьба ждет и другие старые производственные площадки в черте города.

Беспощадные цифры

Фото: пресс-служба Агентства инвестиционного развития УдмуртииПредседательствовавший на последнем «Часе инвестора» в Доме правительства Удмуртии и. о. главы Минстроя Иван Новиков задал вопрос представителю ООО «Ника» Муслиму Губаеву, презентовавшему проект организации производства детских велосипедов, о том, почему они предпочли вариант строительства с нуля, а не зашли на одну из пустующих производственных площадок в Ижевске. Оказалось, что строить в чистом поле, причем на участке, который нужно еще перевести из категории сельхозугодий в земли промышленности, гораздо дешевле, чем въезжать в готовые пустующие помещения, не отвечающие современным требованиям.

Новые каркасные технологии строительства производственных помещений позволяют поставить цеха быстро и дешево. Например, тот же проект производства велосипедов нуждается в производственной базе с площадью помещений 104 тысячи квадратных метров, она разместится на 15 гектарах земли. Аренда или приобретение пустующих помещений такой площади на территории города обошлись бы в очень большие деньги, плюс еще капитальный ремонт, что также очень дорого. Здесь же весь проект планируют уложить в 375 млн руб., которые вновь создаваемое предприятие «Наши детки» получит от «Ники» в виде займа.

Где-то здесь в районе Шабердино «Ника» построит свою производственную базу. Фото: izhevsk.ruПустующие площади в центре города могут быть востребованы совсем малым бизнесом или под офисы. Только дефицита в помещениях для размещения офисов Ижевск сегодня явно не испытывает. Получается, что для развития нового производства нужны прежде всего свободные земельные участки в пригородах, куда удобно будет подвести коммуникации. О том, что именно от решения проблемы свободных земельных участков вокруг Ижевска будет зависеть успех новой индустриализации, еще где-то год назад упоминала наша землячка, директор департамента стратегического и территориального планирования Минэкономики России Елена Чугуевская, когда приезжала в Удмуртию, чтобы помочь подготовить концепцию развития Ижевской агломерации.

Докатились — производим дешевле, чем китайцы

Фото: technoavia.ruСегодня складывается ситуация, когда российские производители товаров народного потребления начинают выдерживать ценовую конкуренцию с китайцами. Это, кстати, подтверждается расчетами, представленными Муслимом Губаевым. Дешевый китайский трехколесный велосипед, по его словам, стоит 1900 рублей, а они смогли вывести велосипеды собственной конструкции на цену в районе полутора тысяч. Изначально конструкторы ориентировались на китайские аналоги — они изучили претензии потребителей к китайским велосипедам и сделали собственный продукт, лишив его по возможности этих «болячек». Планы у инвестора достаточно серьезные — выйти на выручку в размере 1 млрд руб. в год и занять до 16% российского рынка трехколесных велосипедов.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Низкая цена достигается за счет того, что в изделии практически нет импортных комплектующих. Они сами льют все пластмассовые детали, используют собственную технологию вспенивания резины для велосипедных колес. Персонал, к удовольствию бизнесменов и к сожалению для него самого, обходится сегодня достаточно дешево. Предполагается, что значительная доля из тех ста новых рабочих мест, которые планируют создать на новом производстве, займут жители Шабердино и Люка. Там средний заработок, конечно, ниже, чем в среднем по Ижевску.

Будем надеяться, что проектов, подобных велосипедному, со временем станет больше. Вопрос же с площадями на проезде Дерябина все больше заходит в тупик. Если на массовое заселение производственными предприятиями вряд ли стоит рассчитывать, то остается уповать на некоммерческие проекты, такие как создание в главном корпусе Оружейного завода музея науки и технологий, перевод туда М-факультета ИжГТУ и создание там технопарка. Однако для реализации этой идеи нет средств, о чем уже достаточно красноречиво объявил недавно министр культуры России Владимир Мединский, выразивший готовность продать памятник федерального значения за рубль в обмен на обязательство покупателя по его восстановлению.

Кто может стать таким покупателем? Производственники, видимо, отпадают. Торговле там делать нечего, офисов в городе хватает. Похоже, дело идет к тому, что в самом центре Ижевска появится музей, но это будет стихийный музей отрыва от корней и торжества сухого рационализма.


Читайте также


comments powered by HyperComments