Полная версия Мобильная версия

Пятьдесят лет спустя. Тысячи семей в Ижевске по-прежнему считают бывший Ижевский автозавод своим

K 6545
J
Сергей Щукин

Так выглядело происходившее празднование из окна «Москвича-408» 1966 года выпуска. Фото: ©«ДЕНЬ.org»Снежная метель, пробки и проблемы с парковкой вдоль периметра корпусов «Ижавто» не остановили тысячи семей в столице Удмуртии. В день открытых дверей, приуроченный к 50-летию выпуска первого ижевского автомобиля, от желающих пройти с экскурсией по цехам было не продохнуть. Пожалуй, это даже нельзя назвать экскурсией. Растянувшиеся по цехам массы народа больше походили на шествие — демонстрацию того, что символы прошлого нас всё ещё трогают.   

Фото: ©«ДЕНЬ.org»В последний раз пост охраны в центральной проходной мне приходилось пересекать, наверное, в далёком 1979 году. В то время автозавод был шефом нашей школы, у многих здесь работали родители. В разговорах с «иногородними» мы идентифицировали родной Ижевск через заводские бренды, в числе которых был, конечно, и наш ижевский «Москвич-412» со всеми его последующими модификациями.

За несколько десятилетий широкий туннель, по которому прошло несколько поколений автозаводцев, мало чем изменился. Зато в ходе «экскурсии» стало понятно, насколько сильно поменялась начинка цехов. Субботний день открытых дверей оказался обычным рабочим днём для сотрудников предприятия. Они продолжали выполнять каждый свою операцию и, казалось, совсем не обращали внимания на вереницы проходивших мимо людей.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Приятным сюрпризом стало отсутствие каких-либо формальностей — никаких пропусков, проверки документов и досмотра вещей. Нас никто никуда не вёл, просто в «нужных» местах и на развилках стояли работники завода в спецодежде различного цвета и были натянуты сигнальные ленты.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Мероприятие проходило в полном соответствии со схемой, озаглавленной надписью: «Добро пожаловать на экскурсию по заводу». Большой щит с этой схемой встречал всех посетителей на входе в цех штамповки.

Здесь же на старте была размещена выставка основных марок автомобилей, сходивших с конвейера за 50 лет истории Ижевского автозавода. Первым на пути стоял «Москвич-408» — аналог того, что был выпущен в 1966 году.

С конвейера он никогда не сходил, рассказала мне моя мама Александра Фёдоровна, ветеран автозавода, с которой я пришёл 10 декабря на день открытых дверей. И вообще, выпуск первого автомобиля случился в цехе «Прогресса», а не на автозаводе, который находился тогда в процессе строительства. С производства первый ижевский «Москвич» вынесли на руках. Не потому, что его не смогли завести, а просто на кураже.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Поскольку с «первым» автомобилем многие в день открытых дверей хотели сфотографироваться, сделать это было крайне сложно. Другие модели ижевских авто пользовались куда меньшим спросом у любителей селфи. А модификацию полностью разработанного в Ижевске и пусть с мучениями и опозданием на десятилетие дошедшего до серийного производства автомобиля «Орбита» («Ода») вообще невозможно было узнать — настолько сильно базовая модель «2126» подверглась современному тюнингу. Грузопассажирской версии «каблучка» (лучшего, на мой взгляд, продукта завода) на выставке не оказалось вовсе.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Совсем в стороне от эпицентра праздника остались стоять выпускавшиеся в Ижевске «шестёрки». «Не самые лучшие времена в истории „Ижавто“», — заметил я. «У всех заводов бывают не лучшие времена», — отреагировала мама на мои слова.

Где-то на выходе из цеха штамповки, в начале сварочного цеха, вокруг нас неожиданно начало прибывать число людей с фотокамерами, многие из них оказались знакомыми. Выяснилось, что это специальную вип-экскурсию по заводу проводят для руководства города и республики. В центре шли глава УР Александр Соловьёв с гендиректором «Объединённой автомобильной группы» Михаилом Рябовым.

Вокруг них группировались спикер Госсовета Владимир Невоструев, глава Ижевска Юрий Тюрин, депутат Госдумы Алексей Загребин и другие лица местного истеблишмента и руководства завода. Чуть менее официальной картинку делали лишь розданные девушками в целях соблюдения техники безопасности прозрачные пластиковые очки. В них все мы выглядели так, как будто бы являлись участниками какого-то большого праздничного представления. Так, в общем, оно на самом деле и было.

Заметил, что в цехе сварки и на сборочном конвейере работают в основном молодые люди и девушки, а на более опасной штамповке — люди постарше. Так, пожалуй, было и раньше. Что бросалось в глаза — приятных цветов спецодежда. В советский период истории завода внешним данным особого значения не придавалось.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Мы шли уже больше часа, прежде чем первые ряды экскурсантов вышли на финишную прямую, где голые корпуса автомобилей по мере продвижения по конвейеру обрастают всей необходимой оснасткой. Когда-то в советские времена таких линий конвейера было три (а скорость, когда гнали план, могла быть такой, что все гайки прикрутить было порой невозможно). Общий объем выпуска достигал порядка 190 тысяч автомобилей в год. Сегодня и работающих на заводе стало значительно меньше, и объемы производства достигают около половины от «советской» нормы. Однако производительность труда, очевидно, действительно выросла. 

Фото: ©«ДЕНЬ.org»«Сергей Геннадьевич!» — услышал я за спиной знакомый голос главы республики, когда до финиша экскурсии оставалось идти ещё около четверти часа. Оказалось, что в узком проходе вип-группа почти смешалась с другими участниками дня открытых дверей. «Наверное, здесь сейчас только один человек, в чью смену 50 лет назад был выпущен первый ижевский автомобиль…» — сказал я, показав на свою маму. Пока мы разговаривали, нас обступили многочисленные фотокоры, защёлкали камеры. Получилось всё не специально, но, наверное, правильно. Ведь ни «Лада Гранта», ни «Лада Веста», сходящие сегодня с нового конвейера бывшего Ижевского автозавода, никогда не станут ижевскими брендами. И что бы ещё новенького ни выпустил «Ижавто» со своего конвейера, этот автомобиль никто не понесёт на руках, как несли 50 лет назад первый «Москвич-408».

[ФОТОАЛЬБОМ]  


Читайте также