Полная версия Мобильная версия

Реставрация под снос. Стали известны итоги расследования разрушения памятника архитектуры в Ижевске

K 4675
J
Юлия Сунцова

Более полутора лет прошло со дня уничтожения в столице Удмуртии купеческого дома на улице Максима Горького, 74, входившего в ансамбль зданий постройки XIX столетия. С июля 2014 года на месте памятника лежат развалины. Так закончилась его «реставрация». Многие ее результатом, по-видимому, остались довольны, уголовное дело сошло на нет. «ДЕНЬ.org» разузнал, насколько сурово наказали виновников.

Фото: «ДЕНЬ.org»Памятник архитектуры, напомним, носил официальный статус объекта культурного наследия России и стоял прямо напротив здания Министерства культуры Удмуртии, призванного от имени государства охранять его. Однако вместо этого чиновники спокойно из окон своих кабинетов наблюдали, как «реставрировать» домик приехал экскаватор. А незадолго до этого выдали собственнику лавки Лиане Николаевой разрешение на производство реставрационных работ.

Снос здания. Фото из архива ©газета «День»На соседнем с руинами доме висит паспорт всего ансамбля зданий. По иронии судьбы табличка предупреждает о том, что лица, причинившие вред объектам культурного наследия, несут ответственность, установленную законодательством.

Спустя полтора года мы обратились в МВД по Удмуртии, чтобы узнать, как строго наказали тех, кто приложил руки и ковш к сносу памятника архитектуры в Ижевске.

Виновников действительно искали. Но недолго. И в итоге не нашли. Уголовное дело по факту повреждения купеческого дома архитектурного ансамбля постройки XIX века на ул. Горького,74 в Ижевске было возбуждено относительно недавно — 7 декабря 2015 года. Кстати, годом ранее полиция уже проводила проверку по данному случаю, но в возбуждении дела было отказано. Новая попытка закончилась заведением дела в отношении неустановленного лица по ч. 1 ст. 143 УК РФ «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия».

Так это здание выглядело за несколько лет до сноса. Фото: dm-iz.ucoz.comВ ходе расследования полицейские установили, что 30 мая 2014 года собственник здания Лиана Николаева вместо того, чтобы приступить к обусловленной реставрации, заключила договор подряда со строительной фирмой ООО СУ «Техно-строй» на выполнение строительных работ.

«19 июля 2014 года при проведении противоаварийных мероприятий и подготовки объекта к проверке произошло обрушение части фасада здания, что создало угрозу для жизни и здоровья пешеходов. Предпринимателем были приняты срочные меры по устранению данной угрозы. С этой целью была вызвана спецтехника и предпринята попытка удержать фасад здания погрузчиком. Однако верхние балки не выдержали, и стена продолжила обрушение. В дальнейшем при проверке объекта с участием Министерства культуры было выявлено, что все стены объекта находятся в аварийном состоянии и требуется их полная разборка», — сообщается в ответе пресс-службы МВД по УР на запрос редакции.

Фото: «ДЕНЬ.org»Таким образом, в ходе предварительного расследования в действиях подрядчика и собственника здания признаков состава преступления якобы не установлено, уведомляют полицейские.

Через месяц и четыре дня расследование уголовного дела было приостановлено в связи с отсутствием лица, подлежащего привлечению к ответственности в качестве обвиняемого, сообщает МВД. Данное решение было согласовано с прокуратурой.

Знакомые с ситуацией источники «ДЕНЬ.org» между тем считают, что виновных не нашли, потому как и не искали вовсе. «Формулировки полиции о невозможности установить лицо, подлежащее привлечению к ответственности, просто смешны. Ответственность каждой из сторон в процессе так называемой "реставрации" абсолютно прозрачна», — говорят они.

Фото: «ДЕНЬ.org»Реставрация внесенных в госреестр объектов проводится по жестким правилам. Согласно Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», прежде чем приступать к реставрации исторического здания, необходимо провести целый комплекс подготовительных работ — как раз таки для исключения риска повреждения объекта.

Производятся масштабные технические и культурологические исследования и изыскания: от сбора исторических справок до сверки идентичности постреставрационного облика с оригинальным. Делаются обмеры, изучается фактура материалов здания, оценивается степень вероятности возникновения всех возможных повреждений, прописывается, как их исключить, и т. д.

Фото: «ДЕНЬ.org»На основе подготовительных работ проектировщик разрабатывает проектную документацию. В ней, в частности, устанавливаются пошаговый, обязательный к выполнению порядок и технология проведения реставрационных работ.

Проектная документация, в свою очередь, направляется на историко-культурную и государственную экспертизу, после чего утверждается или не утверждается комиссией Минкульта. Получение этой визы министерства — ключевой момент.

Фото: «ДЕНЬ.org»Подрядчик, приступающий к реставрационным работам, должен быть лицензирован по данному виду деятельности. В России, к слову, всего единицы таких бюро. Реставрационные работы на Горького, 74 же осуществляла строительная организация, у которой срок истечения лицензии совпадал с днем окончания действия разрешения на строительство.

Реставрация купеческого дома на Горького должна была ограничиться вычинкой кирпичной кладки. И максимум, что тут допускалось, — замена некоторых особо раскрошившихся элементов. И то, что новые кирпичики должны были быть максимально схожи с оригинальными по внешнему виду, технологии создания и даже возрасту!

«Если бы все установленные законом требования к реставрации дома были соблюдены, здание просто бы не могло разрушиться. У нас же разрушилось подчистую, до основания! — констатирует эксперт. — Уверен, что все эти реставрационные работы использовались только для того, чтобы "прикрыть" нелегальный снос».

Цель владельцев здания ясна: расчистить местечко для возведения на нем нового объекта, за счет чего расширить свои бизнес-площади.

«То, что сейчас ищут и никак не могут найти виновника, не чем иным, как слабой волей органов, назвать нельзя», — рассуждают собеседники «ДЕНЬ.org».

Действия каждой из сторон предельно ясны. Госэкспертизу и всю разрешительную документацию подписывали в Минкульте Удмуртии. Если проектная документация и дополнения к ней были фальсифицированы, четкие вопросы возникают к организации-проектировщику. Если разрушение произошло из-за отступления от утвержденной технологии проведения работ, ответственность — на подрядчике. Заказчик тоже несет ответственность — в его полномочия входил контроль выполняемых работ.

Фото: «ДЕНЬ.org»В настоящее время объект реставрации превратился в строительную площадку. Кирпичики исторической кладки вывезены в неизвестном направлении. На месте купеческого дома возник монолитный железобетонный фундамент. Частично сложились внутренние стены.

Похоже, что прийти на помощь местной полиции в поимке преступников-невидимок пора уже федеральным коллегам.

Иначе состоявшийся прецедент будут использовать и другие желающие. На днях в социальных сетях появилась информация о возможной «реставрации» еще одного купеческого дома из того же архитектурного ансамбля — на Горького, 86. Будем надеяться, что этот памятник архитектуры не постигнет участь «собрата».


Читайте также