Полная версия Мобильная версия

Риски или возможности. Система управления изменится, выиграет ли Удмуртия?

K 2115
J
Дмитрий Манылов

Долгие годы на фоне глубоких трансформаций мировой экономики региональные власти пребывали в состоянии штиля: новые веяния не затрагивали основу системы управления. В последнее время, в основном со стороны Агентства стратегических инициатив, появляются «толчки», свидетельствующие о том, что начинается изменение этой системы. Представители инвестиционной инфраструктуры в Удмуртии первыми почувствовали сигналы из центра.

АСИ - это не шутки. Фото: volgadek.ruНа заседании комитета по инвестиционной деятельности Удмуртского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» его председатель Роман Вахитов, возглавляющий Центр инвестиционного развития УР, рассказал о том, что новые тенденции в сфере государственного управления очень скоро могут стать реальностью и для Удмуртии.

Речь идет о внедрении механизмов проектного управления в работу региональных администраций. Идею настойчиво продвигает Агентство стратегических инициатив. АСИ на базе Академии госслужбы проводит по этому поводу учебу для местных властей. Там обучилась и весьма представительная делегация из Удмуртии, включая вице-премьера правительства УР Андрея Кузнецова и руководителя Агентства инвестиционного развития Антона Орлова.

В сфере привлечения инвестиций как раз очень удобно внедрять принципы проектного управления, поскольку она объединяет различные отраслевые ведомства, и здесь не обойтись без горизонтальной интеграции. Правда, есть риск, что построение дополнительных горизонтальных связей, создание под эти связи отдельной инфраструктуры может усложнить систему, не изменяя принципа сложившихся бюрократических отношений.Молодые руководители инвестиционной инфраструктуры Удмуртии Антон Орлов и Роман Вахитов. Фото: airur.ru

Вы думали, что вы рабочая группа?

Судя по тому, что рассказал членам инвестиционного комитета «Деловой России» Роман Вахитов, речь все-таки идет о глубоких изменениях в управленческих процессах. Например, совершенно новым содержанием будет наделен такой механизм межотраслевого взаимодействия, как «рабочая группа». В традиционном понимании это некое регулярно проводимое совещание, организованное на базе какого-то ведомства, на которое приглашаются представители других ведомств для решения общих вопросов. При этом приглашенные чиновники на таких рабочих группах часто ощущают себя как будто на факультативе. То есть это нечто дополнительное к их основным обязанностям. Место, где можно проявлять себя более свободно, не неся особой ответственности за свои решения.

Если то, о чем говорил Роман Вахитов, будет действительно внедрено, то эффективность горизонтального взаимодействия во власти значительно вырастет. Участие в таких межведомственных рабочих группах станет для чиновников основной обязанностью, а значит, и ответственность за решения, принимаемые в этих группах, будет не меньшей, чем за выполнение каких-то показателей по своему профилю.

По каждому проекту должна формироваться «дорожная карта», в которой будут прописаны контрольные точки по всем этапам ее реализации. Контроль, как известно, самое узкое место в российской системе управления. Если верить Роману Вахитову, то в Белгородской области, где проектные методы были внедрены в пилотном режиме, удалось выстроить эффективную систему контроля над прохождением проектов — мониторинг по контрольным точкам дорожных карт проводится в ежедневном режиме.

Инвестиционный портал (udminvest.ru) будут переделывать.Обучившись, молодые чиновники из инвестиционной инфраструктуры правительства взяли на себя смелость перекроить то, что, казалось бы, уже хорошо работает, — инвестиционный портал. Веб-ресурсы правительства — это как раз тот блок, по которому АСИ дало Удмуртии наивысшую оценку в национальном рейтинге. Можно сказать, что республика гордилась этими порталами, в частности udminvest.ru, и вот на тебе — все переделать. Еще и за деньги. Правда, как выяснилось, сумма крутится вокруг всего лишь 100 тысяч рублей.

Лучшее — враг хорошего

Дело в том, что при всей насыщенности информацией функционал портала как ресурса, обслуживающего реестр инвестиционных проектов, уже практически не работает. Там «пластом» лежат инвестиционные проекты, многие из которых никогда не выйдут за рамки идеи. Другие в свое время были подготовлены предприятиями для того, чтобы получить государственную субсидию под фактически уже внедренные собственные инвестиции. Исходя из новой логики, все инвестиционные проекты будут делиться на приоритетные и региональные. Региональные имеют более высокий статус — они дают право на получение господдержки в виде льгот по региональным налогам, участие в отборе на получение в аренду земельного участка без проведения торгов, получение государственных субсидий и так далее.

Так вот, новый реестр, составленный исходя из этих обновленных принципов, насчитывает уже 40 проектов. Он есть на том же портале, только в формате exel. А основная база с проработанной системой поиска и сортировки остается в качестве вспомогательной — теперь ее нужно будет заново перелопачивать, поскольку там много проектов, которые могут быть интересны для Удмуртии, но их инициаторы уже заняты чем-то другим или просто разуверились в возможности получить поддержку.

Бойцы незримого фронта

Обсуждение в "Деловой России" предложений Столыпинского клуба тоже стало своеобразным политическим водоразделом. Фото:deloros.ru Настораживает то, что сигнал об изменении системы управления идет сверху, но не от федерального правительства, а от автономной некоммерческой организации АСИ. Отсюда и разброд среди регионов относительно методов реализации этого сигнала. Та же инфраструктура поддержки инвестиционной деятельности в разных регионах выстроена по-разному. Например, в Кировской области создано акционерное общество «Корпорация развития Кировской области». У нас власти пошли по пути создания специального органа власти — Агентства инвестиционного развития УР.

Возникает опасность того, что из-за нагромождения институтов реальная работа будет тормозиться. Посмотрим, как процесс будет развиваться дальше, пока же мы не вышли из стадии наладки механизмов. Сейчас главное, чтобы вся работа строилась на жизнеспособной идеологической основе. В этом смысле радует, что руководители нашей инвестиционной инфраструктуры 11 декабря примут участие в региональном инвестиционном конгрессе, который проводится в Москве рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»). Это рейтинговое агентство учреждено ЗАО «Медиахолдинг «Эксперт» Валерия Фадеева, ориентированным на развитие внутреннего рынка и отечественной промышленности.

Только и здесь все неоднозначно: весной этого года в рейтинговом агентстве заявили, что работа с медиахолдингом «Эксперт», то есть со своим учредителем, ведет к репутационным рискам. Видимо, они не хотят ассоциироваться в деловом сообществе с журналом «Эксперт». Очевидно, что все наше деловое, властное и экспертное сообщество разделилось на два лагеря — они причудливо переплетены между собой, но размежевание усиливается. Линия разлома упрощенно проходит через вопрос о том, нужно ли развивать суверенную экономику или предоставить это на откуп транснациональным корпорациям. Какая из двух позиций перетянет, пока неясно. Региональным властям в этой связи не позавидуешь — им приходится учитывать обе линии. А нам остается ждать, чем все закончится.


Читайте также


comments powered by HyperComments