Полная версия Мобильная версия

Руки будут мыть без мыла. У Ижевска появился план бюджетной оптимизации

K 3330
J
Дмитрий Манылов

На чистоту рук у муниципальных властей уходили, видимо, слишком большие деньги — в утвержденном наконец-то администрацией Ижевска плане бюджетной оптимизации нормирование расхода бумаги и моющих средств выделено отдельным пунктом. План по оздоровлению муниципальных финансов выполнить не удалось — решили, выражаясь словами Остапа Бендера, ударить оптимизацией по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму.

План по оптимизации если и заслуживает аплодисментов, то только таких вот вялых. Фото: © «ДЕНЬ.org»Тянуть с планом оптимизации было уже некуда, поскольку еще 1 апреля, выступая на совещании по итогам социально-экономического развития Ижевска в 2015 году и задачам на 2016 год, председатель правительства Удмуртии Виктор Савельев напомнил главе города Юрию Тюрину о том, что Ижевск не выполнил установку о сокращении аппарата муниципальных служащих на 10%. Видимо, сигнал был принят, поскольку 11 апреля состоялось заседание постоянной комиссии по бюджету и финансам Гордумы, на котором депутаты, вероятно, напомнили городской администрации о том, что стихийность в урезании расходов недопустима.

Ижевск опять что-то недооптимизировал. Фото: © «ДЕНЬ.org»Несколько пассивная позиция города в оптимизационном вопросе понятна: почти 47% доходной части бюджета Ижевска на 2016 год составляют безвозмездные поступления от бюджетов других уровней, прежде всего республиканского. Ситуация, когда почти половина всех бюджетных доходов зависит от чьей-то благосклонности, не может не расхолаживать. Естественно, что при согласовании суммы финансовой помощи Ижевску республиканские власти требуют сделать все возможное по сокращению расходов, но цена всех этих мер невелика: план оптимизации предусматривает экономию в сумме 56,7 млн рублей, то есть чуть больше чем на 1% от суммы безвозмездных поступлений.

«Минус 140 и вечное лето»

Оптимальная картина. Фото: progorodnn.ruПервым пунктом идет как раз сокращение численности муниципальных служащих, о необходимости которого напомнил муниципалам Виктор Савельев. В результате первого этапа сокращения, по которому в конце июня уже было принято соответствующее решение Городской думы, штатное расписание муниципальных структур «похудеет» на 70 единиц. Сэкономленные расходы составят 12,58 млн рублей. Если принять, что численность сокращается со второго полугодия, то получается, что на одну сокращаемую ставку в бюджете Ижевска было заложено около 30 тыс. рублей в месяц.

Еще 70 муниципальных должностей сократят до конца 2016 года. В итоге, как поет Земфира, «минус 140 и вечное лето». Серьезно поредеет и технический персонал муниципальных учреждений — его функции частично переведут на аутсорсинг. Здесь главное посчитать как следует, поскольку часто такая «цивилизованная» практика приводит не к экономии, а, наоборот, к раздуванию расходов.

Более обоснованной представляется идея перевести 22 муниципальные библиотеки на пультовую охрану с сокращением сторожей. Как удалось выяснить, там уже посчитали и даже с учетом довольно значительных единовременных затрат на монтаж охранного оборудования экономия на зарплате в 2016 году может превысить расходы на 384 тыс. рублей. На будущий год, естественно, будет больше.

Фото: foto.basov.com.uaСерьезную активность предполагается развернуть по экономии на коммунальных услугах в муниципальных помещениях — провести анализ удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на 1 квадратный метр площади, занимаемой структурными подразделениями администрации и подведомственными учреждениями. Всё это должно закончиться уплотнением и, соответственно, высвобождением муниципальных площадей.

Свободные помещения предполагается сдавать в долгосрочную аренду. Однако, поскольку спрос на них сейчас минимален и на балансе города числится большое количество таких невостребованных объектов, план оптимизации предусматривает консервацию свободных площадей. Неликвидное имущество планируется продавать с использованием, как сказано в плане, «нового» способа продажи — без объявления цены. Ничего особо нового в этом способе нет, он предусмотрен законодательством на тот случай, когда продажа имущества посредством публичного предложения не состоялась. Просто перейден психологический рубеж, и продажа неликвида за бесценок станет для Ижевска нормой.

Экономия тоже денег стоит

Отдельным блоком обозначено проведение энергосберегающих мероприятий в подведомственных учреждениях. Будут менять лампы накаливания на энергосберегающие, устанавливать смесители с фотоэлементами, теплоотражающие экраны за радиаторами отопления, вместо старых деревянных оконных рам ставить стеклопакеты. По окнам предполагается провести массовую кампанию в городских общеобразовательных школах.

Масштаб этих работ позволяет предположить, что это как раз то, чем будет заниматься крупная энергосервисная компания, появление которой в Удмуртии проанонсировал недавно Виктор Савельев. Рассказывая об итогах поездки на Международный экономический форум в Санкт-Петербурге, он отметил, что энергосбережение поможет сократить до 20% затрат на содержание помещений, но для этого нужны серьезные инвестиции. За счет чего будут финансироваться все эти работы по энергосбережению, пока непонятно. За счет налогоплательщиков, конечно, но в какой форме?

Надеюсь, что это не приведет к увеличению муниципального долга, который по состоянию на 1 июня 2016 года составил уже 5 млрд 143,7 млн рублей. Расходы на его обслуживание, заложенные в бюджет Ижевска на 2016 год, превышают 512 млн рублей. Кроме того, на бюджете города висит кредиторская задолженность в сумме 797,8 млн рублей — только в этом году на исполнение судебных актов заложены более чем полумиллиардные расходы.Эдуарду Теслеву оздоровить муниципальные финансы не удалось. Фото: © «ДЕНЬ.org»

Вот это действительно очень серьезная проблема. Выполняя план оптимизации, властям Ижевска важно не забывать о том, что еще один план — по оздоровлению муниципальных финансов и сокращению муниципального долга на 2014–2016 годы — фактически сорван. Например, там предусматривалось удержать соотношение муниципального долга к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений на уровне 85%, а по факту на 1 июня оно составило 89,9%, по соотношению дефицита и бюджетных доходов запланированный показатель также не был выполнен, причем довольно значительно.

15 июня любопытствующим ижевчанам представилась возможность поучаствовать в публичных слушаниях по исполнению бюджета города за 2015 год. Удовольствие, конечно, сомнительное — что исполнено, то исполнено... Читать далее...Единственный путь достижения этих показателей — рост доходной базы. В плане оптимизации мероприятия по увеличению доходной части тоже есть, но давайте посмотрим, что там прописано: пересмотр льгот по муниципальным налогам, активизация претензионной работы по взысканию дебиторской задолженности, вовлечение неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот и увеличение объема платных муниципальных услуг. Конкретные цифры дополнительных поступлений прописаны только по претензионной работе и платным услугам, но это фактически «копейки».

По поводу того, что отмена налоговых льгот даст дополнительные доходы, есть большие сомнения. Сомнительны также перспективы вовлечения в оборот неиспользованного имущества, поскольку в этом же документе администрация запланировала консервацию неликвида. Очевидно, что экономией бумаги для принтеров и расходов на телефонную связь проблем бюджета не решить. Нужны какие-то радикальные прорывные решения, иначе скоро оптимизировать будет нечего.


Читайте также