Полная версия Мобильная версия

Рыцари и русалки вместо окон. Какие витражи размещают в своих домах жители Ижевска?

K 3621
J
Мария Вотякова

Элементы средневековой роскоши — разноцветные витражи — незаметно стали перемещаться из готических соборов и замков Европы в современные коттеджи и квартиры жителей Удмуртии. О том, как витражи оказались на кухнях ижевчан, какие мифы и легенды окружают художественное стекло и кто чаще всего размещает витражи в своих квартирах, корреспонденту «ДЕНЬ.org» рассказала мастер-витражист, преподаватель ИжГТУ имени Михаила Калашникова Александра Загоруйко.

Александра Загоруйко, процесс создания витража. Фото: © «ДЕНЬ.org»— Александра Андреевна, за последние годы слово «витраж» перестало ассоциироваться лишь с готическими соборами средневековой Европы и советскими домами культуры, а переместилось в повседневную жизнь некоторых ижевчан…

— Так и есть, лет 20 назад, к примеру, в Ижевске почти никто не занимался витражами, да и мало кто вообще знал, что это такое. Здесь были чудесные витражисты-монументалисты в советские времена, тогда витражи делали на цементной связке и свинцовом профиле. Сейчас технология сильно изменилась, протяжки стали совсем тонкими, да и ассортимент стекла с различными текстурами и фактурами значительно увеличился, что позволило использовать их в качестве элементов интерьера частных домов и квартир.

Александра Загоруйко— Раньше витражистов в Ижевске практически не было, а сейчас?

— Витражистов у нас в городе до сих пор немного, все примерно знают, кто этим занимается. Многие ижевские компании работают с соседними городами. Когда мы выбирали себе печь для фьюзинга (технология изготовления витражей, при которой кусочки стекла спекаются при высоких температурах. — Прим. ред.), то ездили в Екатеринбург, там в любом строительном торговом центре есть отдел со стеклом и уровень развития гораздо выше. Мастера в Ижевске боятся какой-то конкуренции, но основная проблема в том, что люди у нас еще не знают, что такое витраж, смотрят на него с опаской и думают, что это очень дорого и хрупко, но при этом совершенно спокойно живут в окружении стеклянных окон.

— Общественное мнение о том, что витражи — это архитектурный элемент роскошных замков и соборов, искоренить не так просто. Получается, что их дороговизна и хрупкость лишь заблуждение?

— На самом деле цены на импортные светильники, декор и отделку зачастую выше. Один заказчик где-то заказывал кухню с итальянским стеклом, в итоге поставить вместо него витражи оказалось гораздо дешевле. Витраж — это не всегда так дорого, как многие думают, некоторые заказчики, наоборот, выдыхают, когда цены узнают. Человек просто называет свой бюджет, а витражисты уже думают, что могут ему предложить. Это может быть небольшой витраж, способный украсить весь проект, — небольшая вставка в двери, уголок, арка в шкафах-купе, они завязываются на других элементах интерьера, и получается очень красиво. Стеклянный витраж может прослужить 15 и более лет, обычно с ним ничего не случается, если только человек не решит кардинально сменить интерьер.

Фото: © «ДЕНЬ.org»— Вы изготавливаете витражи уже более 10 лет, с какими заказчиками за это время вам пришлось столкнуться?

— Все-таки чаще витражи заказывают люди с высоким достатком, это могут быть руководители каких-то предприятий, проживающие в красивых квартирах или коттеджах. В основном ремонтом дома занимаются дизайнер и жена, с заказчиками-мужчинами мы встречаемся редко. Часто мы работаем в новых многоквартирных домах, а когда дом сдается и все ходят друг к другу посмотреть, как сделан ремонт, у нас увеличивается поток клиентов. Кто-то один поставил себе витраж, а дальше дело за «сарафанным радио», в итоге получается по 3-4 объекта в одном подъезде. Среднестатистический человек тоже вполне может позволить себе витраж, причем такие люди торгуются и просят сделать скидку гораздо реже.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

— С помощью современных технологий и материалов можно практически любой эскиз превратить в стеклянный витраж. Какие витражи заказывают себе жители Ижевска?

— Часто заказывают копии образцов, которые стоят в салонах, каждый под свой интерьер. Хитом продаж в одно время у нас стала сакура, нам пришлось сделать ее синей, зеленой, коричневой, фиолетовой, бирюзовой, желтой — всех возможных цветов, но при этом хоть немного отклониться от стандартного эскиза ни один заказчик так и не захотел. Встречаются и очень специфические заказы, например, огромный рыцарь на коне с гербом или русалка во все окно. Витраж — это очень индивидуальный объект, поэтому и заказывают русалок и котов, есть где развернуться душе. А некоторым настолько нравится, что, поставив один, они начинают думать: «Так, а что же это я все в витражи не закатал, вообще же было бы здорово!» И действительно, готовы приделать куда угодно еще парочку.

Фото: © «ДЕНЬ.org»— Готовые витражи производят на людей такой сильный эффект?

— Конечно! Самое прекрасное — то, что витраж в реальности выглядит гораздо лучше, чем на любом эскизе. Поэтому у человека, который до этого видел в договоре только непрозрачный эскиз, напечатанный на принтере, обычно возникает «вау-эффект», когда он видит готовый, установленный витраж. «Подождите, подождите, вы сами? Своими руками? Что, правда?» Особенно эффектно выглядят витражные потолки с подсветкой, они дают ощущение дополнительного пространства. Но есть и такие заказчики, которые текстуры и переливы, которыми богато художественное стекло, принимают за грязь. Тут уже «вау-эффект» возникает у нас.

Фото: instagram.com/let_it_gift— Так или иначе, витраж не самое дешевое удовольствие, а какое влияние оказал вездесущий кризис на рынок витражей?

— Самое неприятное. У нас все материалы импортные, сейчас цены на них увеличились практически в два раза, и это не могло не сказаться на стоимости витражей. Цены на сами витражи, конечно, не увеличились вдвое, но совсем не поднять их мы не могли. К тому же в стоимость витража всегда закладывается брак, он есть, и чем дороже материал, с которым ты работаешь, тем больше потери от возможных происшествий. При работе со стеклом все-таки нужно быть очень осторожным. Во время каждой транспортировки ты переживаешь и думаешь: «Почему этот водитель выбрал самые большие кочки? Как он это делает? За что?» В принципе, я бы не сказала, что пропал интерес или люди перешли на более дешевые аналоги вроде пленки. Люди все равно интересуются, все равно хотят, чтобы было красиво, и что-то заказывают, но, конечно, они стали гораздо более осторожными.

— А как же столь популярное в России импортозамещение? Оно еще не добралось до производства витражного стекла?

Панно, фьюзинг. Фото: © «ДЕНЬ.org»

— Нет, в России такое стекло практически не делают, есть завод в Брянске с небольшой серией для спекания, но это только однотонное стекло ограниченной гаммы, витражного фактурного и текстурированного стекла нет. Производство такого стекла — сложный процесс, при котором раскаленную стекломассу различных цветов смешивают и прокатывают на специальном станке. Для этого необходимо постоянно поддерживать высокую температуру в печи, а объема заказов для такого производства пока недостаточно. Термин «импортозамещение» можно применить в другой сфере, сейчас появилось большое количество людей, которые сами шьют одежду, изготавливают аксессуары, выкладывают результат в Интернете, и он находит своего потребителя. Так же и с предметами декора, сделанными в витражной технике. Существует, конечно, определенная зависимость от материалов, но все равно человек уже приобретает не что-то выполненное итальянским мастером из итальянских материалов, а сделанное тут. Сейчас мы занялись изготовлением украшений из стекла, последнюю партию наших брошек скупили за один день, и нам нужно срочно сделать новые по предзаказу. У людей поменялось отношение к хендмейду, они поняли, что это совсем необязательно поделки из дома детского творчества. В нашем деле это, правда, помедленнее идет.

— Тем не менее процесс запущен, и сейчас вы даже обучаете студентов ИжГТУ работе с художественным стеклом.

Фото: Александра Загоруйко— Да, на базе ИжГТУ есть очень хорошая производственная площадка, мы даем студентам возможность воплотить все свои задумки в жизнь. Когда я смотрю на то, что сейчас здесь есть, и вспоминаю, что здесь было во времена, когда я сама училась, мое сердце обливается слезами белой зависти. Наши студенты уже не так это ценят, для них это данность, а заказчики, дизайнеры и просто люди со стороны, заглянувшие к нам в корпус, пребывают в восторге. У нас можно самостоятельно пройти все этапы производства изделия от разработки эскиза до его финальной окраски — табурет, комод, светильник, что угодно. Здесь студенты не ограничены типовыми моделями, можно сделать любой стол, стул, пусть на нем сидеть будет нельзя, зато сделал сам. То же самое с витражами, пусть это будет непродаваемо, но ты можешь воплотить любую свою идею.


Читайте также