Полная версия Мобильная версия

Столица на четырех процентах. Работа над бюджетом будущего года обострила спор Ижевска с Удмуртией

K 2360
J
Дмитрий Манылов

В названии Совета при главе Удмуртии по укреплению доходов подчеркнуто, что он занимается консолидированным бюджетом региона, то есть республиканским и муниципальными. Однако по факту главная заслуга этого весьма эффективного органа — в точечной работе с крупнейшими налогоплательщиками для увеличения поступлений по налогу на прибыль. Такая работа фактически спасла республиканский бюджет в этом году, но в местные бюджеты налог на прибыль не поступает, поэтому они от нее не выиграли.

consulter.orgДополнительные поступления по налогу на прибыль переломили тенденцию снижения доли консолидированного бюджета Удмуртии в распределении налогов, собираемых на ее территории. До недавнего времени региональные власти упирали на увеличение доли федералов, к началу этого года она, действительно, доходила до двух третей, но с января по сентябрь, по данным Управления федеральной налоговой службы по Удмуртии, налоги, собранные на нашей территории, распределены следующим образом: 61,7% ушло в федеральный бюджет и 38,3% осталось в консолидированном бюджете республики.

Однако муниципальные бюджеты, поскольку от налога на прибыль им не перепадает совсем ничего, снизили свою долю в межбюджетном перераспределении доходов. Если, по данным на середину 2013 года, доля муниципальных бюджетов, по информации УФНС по УР, составляла 7,4%, то к середине прошлого года она снизилась до 6,3%, а по данным на 1 октября этого года, при росте общей доли консолидированного бюджета, составила уже только 5,8%.Новым ижевским властям пришлось столкнуться с последствиями земельной проблемы, обусловленной действиями их предшественников. Фото: © «ДЕНЬ.org»

Снизу — вверх

На публичных слушаниях по проекту республиканского бюджета на будущий год главе Городской думы Ижевска Олегу Гарину, после того как республиканские чиновники отвергли претензии депутата Юрия Бычкова в ущемлении бюджетных прав Ижевска, пришлось выйти к микрофону и озвучить долю налогов, остающихся в столице Удмуртии. По его словам, на сегодня она составляет около 4%, остальные 96% налогов, уплачиваемых жителями города и организациями, вставшими на налоговый учет в Ижевске, уходят в республику и федерацию.

После этого пассажа республиканские чиновники уже не были столь категоричны.

«Если от города будет обоснованная поправка, то будем садиться и обсуждать, — ответила на реплику Олега Гарина вице-спикер Госсовета Удмуртии Софья Широбокова. — Также будем помогать, если Ижевск будет участвовать в федеральных программах, как это делают соседи».

По итогам девяти месяцев 2016 года Ижевск продолжает оставаться в аутсайдерах по соотношению собственных доходов, собранных в этом году, к сопоставимому прошлогоднему результату — всего 76%. Хуже только у Глазовского района, но, как уже сообщал «ДЕНЬ.org» со ссылкой на местную администрацию, проблемы там чисто технические, связаны они с временной переброской налоговых платежей птицефабрики от Глазовского района к городу Глазову.Распределение налогов между бюджетами разных уровней, по данным УФНС по УР на  октябрь 2016 года. Фото: nalog.ru

Это падение не в реальных числах с учетом инфляции, а в номинальном значении — город в этом году собрал на 901 млн руб. меньше, чем в прошлом. Главная проблема — в недоборе по земельному налогу, на это неоднократно указывал глава Ижевска Юрий Тюрин. Олег Гарин на тех же публичных слушаниях в Госсовете УР снова напомнил об этом общественности: «Провал из-за того, что поменялись правила по земле».

Отчасти в проблемах с земельным налогом виновата предыдущая администрация Ижевска, установившая для земельных участков под социальными объектами республиканского значения максимальную налоговую ставку 1,5%. В ответ на это республиканские власти провели кадастровую оценку земель, выделив землю под социальными объектами в отдельную категорию с низкой кадастровой стоимостью. В результате объем земельного налога, подлежащий перечислению в бюджет города из республиканского бюджета, сильно уменьшился. В таких условиях исправлять ошибки предшественников и снижать ставку земельного налога местные власти уже не могут.Софья Широбокова заявила на публичных слушаниях по бюджету о том, что Госсовет готов рассмотреть поправки от Ижевска. Фото: © «ДЕНЬ.org»

Комиссия второго уровня

В администрации Ижевска создана комиссия по ликвидации задолженности по налоговым и иным платежам в бюджет города, но, как видно из названия, ее роль сводится лишь к увещеванию должников. Обсуждением учетной политики крупных предприятий там не занимаются, как правило, речь идет о том, чтобы вызвать на ковер какого-нибудь арендатора, задержавшего платежи за муниципальную землю или помещение. Кстати, с дебиторской задолженностью в бюджете Ижевска все не так катастрофично, она довольно велика (724,3 млн руб.), но в течение года удалось не допустить ее резкого увеличения, рост за девять месяцев составил 31,7 млн руб.

С кредиторской задолженностью все значительно хуже. Если на начало октября прошлого года она равнялась 995 млн руб., то к нынешнему октябрю сумма выросла до 1 922 млн руб., почти в два раза. Республиканские власти предоставили в этом году Ижевску льготные бюджетные кредиты на 650 млн руб., но этого не хватило даже для латания текущих дыр в расходной части.

Главной системной проблемой доходной части бюджета Ижевска можно считать, прежде всего, низкий по сравнению с соседними региональными центрами уровень поступлений налога на доходы физических лиц. Налоговой базой здесь служит совокупный фонд заработной платы ижевчан, его размер оставляет желать лучшего, и это не проблема последнего года, а системный перекос. По отчету об исполнении бюджета Ижевска за первое полугодие 2016 года, рост поступлений НДФЛ составил 104,7% к 2015-му. Тем не менее Ижевск собрал по НДФЛ за полугодие 933,1 млн руб., а соседний Киров, меньший по численности населения на 150 тыс. человек, — 1 095,2 млн руб.Если смотреть из зала, то флаг столицы справа, но в президиуме знают, что смотреть можно по-разному. Фото: © «ДЕНЬ.org»

В месяц на одного жителя Ижевска приходится 242 рубля поступлений в муниципальный бюджет по налогу с доходов граждан. В Кирове — 367 руб., а в Перми, например, 516 руб. Это повод для городской администрации повысить свою активность в проведении переговоров с работодателями о повышении фонда заработной платы на их предприятиях. Республиканский совет по налогам тоже мог бы вспомнить о том, что он мобилизует доходы не только в республиканский, но и в муниципальные бюджеты, и, проводя встречи с крупнейшими работодателями, не забывал напоминать о повышении зарплат. Правда, зарплаты персонала и прибыль учредителей — это в каком-то смысле сообщающиеся сосуды — прибывает в одном, убывает в другом. Тем более есть повод найти разумное сочетание.

Получается, что иногда только визит Владимира Путина, как это было на концерне «Калашников», позволяет решать вопросы с ростом зарплат. Вскоре после его визита на предприятие приехал заместитель министра труда и социальной защиты России Григорий Лекарев — посмотрел условия труда, поговорил о зарплате. Глядишь, и в бюджет города Ижевска попадут дополнительные суммы по НДФЛ. Как ни крути, этот налог составляет почти половину собственных доходов города, нужно найти инструменты, чтобы он рос с хорошей динамикой. Иначе все усилия властей на других направлениях будут малоэффективны.


Читайте также


comments powered by HyperComments