Полная версия Мобильная версия

Суперавангард античного искусства. Ижевский художник представил иллюстрации к трактату Лукреция

K 4850
J
Надежда Филинова

Вряд ли до Удмуртии дойдет философский трактат «О природе вещей» Тита Лукреция петербургского издательства «Вита Нова» с иллюстрациями ижевского художника Виталия Окуня. Книга выйдет лишь через год и тиражом всего одна тысяча экземпляров. Но увидеть иллюстрации Окуня мы можем уже сейчас. Они представлены на выставке «Тит Лукреций», открывшейся в арт-центре «Грифон».

Виталий Окунь. Фото Руслана Хисамутдинова

Автор иллюстраций оттолкнулся от космоса Лукреция и создал свой космос средствами изобразительного искусства. В них хочется всматриваться и разглядывать каждую линию, каждую деталь, глядишь — и рука потянется к философии древнего римлянина, чтобы узнать, а как там у него. Но, думаю, даже в книге эти иллюстрации будут жить особой жизнью. От них не отмахнешься, не перелистнешь, они притягивают взгляд и наводят на размышления.

Иллюстрация Виталия Окуня к трактату Лукреция. Фото Руслана Хисамутдинова«Тита Лукреция Кара мало кто читал, и я в том числе, — признается художник. — Пришлось взяться за его трактат и прочесть. Это I век до нашей эры, но в нем рассматривается тема космоса и атомов, можете себе представить? Я считаю — это суперавангард античного периода. Текст очень необычный, понять его непросто, а изобразить в рисунке еще сложнее. Я пошел по пути аллегории. Другими словами, есть текст, и есть его аллегоричная версия, исполненная средствами изобразительного искусства. Перед тем как взяться за работу, мне было интересно познакомиться с иллюстрациями к трактату Лукреция других художников, но я их не обнаружил. Возможно, плохо искал. Поэтому мне пришлось работать без аналогов».

Не исключено, что Виталий Окунь — первый иллюстратор Лукреция. И это будоражит.

Его иллюстрации сделаны в технике литографии. Если совсем просто, то это способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы (камня) на бумагу.

«Над ними я работал в литографских мастерских Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина, — рассказывает Виталий Окунь. — Там есть специальные шлифованные камни. В Ижевске этого не было и нет. Сейчас литография — редкое искусство, потому что трудоемкое. Раньше, лет 25 назад, им владели многие художники, сейчас уже нет из-за падения спроса на графику. Нас становится все меньше».

Фото Руслана ХисамутдиноваСам Окунь этой техникой занимается с 1979 года, когда в издательстве «Удмуртия» литограф Эдуард Волков дал ему задание сделать иллюстрации к нескольким произведениям Михаила Салтыкова-Щедрина: «Губернским очеркам», «Господам Головлевым» и «Сказкам». Кстати, для себя, для души, он создал иллюстрации к «Старику и морю» Эрнеста Хемингуэя, «Белой гвардии» Михаила Булгакова, «Вечному мужу» Федора Достоевского. В эскизах, сделанных пером и чернилами, есть «Преступление и наказание».

Постепенно и незаметно наш разговор перешел от частных вопросов к общим, от работ, представленных на выставке, к проблемам современного искусства и культуры.

«Настоящее искусство не бывает заказным, — говорит Виталий. — Оно было таким в эпоху Возрождения, когда священники делали заказы у художников для Церкви, но тогда и общий уровень культуры был высокий. Сейчас все по-другому. Заказов на настоящее искусство мало, процветает, к сожалению, китч. В этот переходный, смутный период у нас все перепуталось в головах. В искусстве ничего непонятно, ориентиры утрачены. С одной стороны напирает «китчуха», с другой — самодеятельные художники говорят: "Мы тоже можем, мы можем из ящиков соорудить гениальную инсталляцию". А в России и Удмуртии живут и работают великолепные, самобытные художники. Но кто о них знает?»

[ФОТОАЛЬБОМ]

Эту тему продолжила на открытии выставки доцент кафедры издательского дела и книговедения Института социальных коммуникаций Удмуртского госуниверситета Галина Старкова.

Галина Старкова. Фото Руслана Хисамутдинова«Любые разговоры об иллюстрировании и оснащении книги иллюстрациями мне интересны и с профессиональной, и с человеческой точки зрения, — отметила она. — Я получила огромное удовольствие от посещения этой выставки, она дала мне огромное пространство для мысли. Поражает глубина фантазии Виталия Окуня и трудоемкость воплощения. Недавно была на открытии выставки Никаса Сафронова. И получается, что какой-то приезжий художник более интересен для Министерства культуры Удмуртской Республики, чем местное дарование, которое глубоко прорабатывает тему и для этого берет серьезные произведения. Конечно, обе выставки имеют право на существование, но мне кажется, что эта более проникновенная и философски наполненная и более значимая для ижевского зрителя. Поэтому я бы хотела, чтобы народ сюда ходил, смотрел и думал. Мы знаем, что только 1/5 часть общества думающая. Хотелось бы, чтобы эта часть увеличилась».

Как? Это сложный, тяжелый вопрос для нашего города, в котором утрачена просветительская культура. И тема для другой статьи.

Виталий Окунь. Фото Руслана ХисамутдиноваВиталий Владимирович Окунь

Родился 8 сентября 1949 года на Украине в селе Почино-Софиевка Днепропетровской области. В 1966—1968 годах учился на живописно-педагогическом отделении художественного училища в Днепропетровске. После службы в армии в 1976 году окончил факультет проектирования интерьеров Харьковского художественно-промышленного института.

После учебы был направлен в Удмуртию, в Ижевск, для работы в художественно-производственных мастерских. Здесь им создано около ста объектов (среди них интерьеры магазина «Охота», ресторана «Центральный», кафе «Горница» и др.). Художник выполнял цветные витражи, мозаики, фрески, деревянную скульптуру. Не оставляя дизайнерской деятельности, он сравнительно быстро стал известен как живописец и график. С 1997 года Виталий Окунь преподавал в МВЕУ, с 2002 года в УдГУ, а с 2004 года работал завкафедрой дизайна Камского института гуманитарных и инженерных технологий.


Читайте также