Полная версия Мобильная версия

Связаны одним бургером. Удмуртия попала в ареал казахстанского партнера «Макдоналдса»

K 1846
J
Дмитрий Манылов

Только сейчас появилась информация о причине переполоха, который вызвало ООО «Макдоналдс» этим летом, уведомив службу занятости об организационно-штатных мероприятиях в отношении всего своего персонала в Ижевске в количестве 76 человек. Чаще всего это означает увольнение, но на этот раз речь шла о масштабной реструктуризации.

«Я свободен, потому что я знаю, когда именно я свободен», — гласит эта реклама. Фото: © «ДЕНЬ.org»В конце прошлой недели на сайте «Макдоналдса» появилось сообщение о заключении договора коммерческой концессии с ООО «Региональная сеть предприятий питания», согласно которому это предприятие получает право на развитие бизнеса под брендом «Макдоналдс» в 13 регионах Урала и Приволжья, в том числе и в Удмуртии. Всем сотрудникам, как говорится в пресс-релизе, предложена работа в тех же ресторанах и на тех же должностях. Сами заведения продолжают работать в обычном режиме.

Изящный ход

Несколькими днями ранее в РБК прошла информация о намерении бизнесмена из Казахстана Кайрата Боранбаева приобрести 99,99% доли в уставном капитале «Региональной сети предприятий питания». По сообщению издания, дочь этого казахского бизнесмена замужем за внуком президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. ООО «Макдоналдс», учрежденное голландской компанией «ИСТЕРН ЮРОП МАКД ХОЛДИНГС Б.В.», теперь будет ликвидировано, а существенная доля бизнеса «Макдоналдс» в России отойдет в ведение Боранбаева. По информации ряда бизнес-изданий, сумма сделки оценивается в 6 млрд рублей.

Кайрат Боранбаев. Фото: forbes.kzВозможно, что транснационалы решились на этот изящный ход после того, как Роспотребнадзор начал обращать повышенное внимание на нарушения в их ресторанах, в результате чего деятельность нескольких из них была приостановлена. Теперь, если новые проверки в «Макдоналдсах» окажутся результативными, конфликтовать придется с дружественным Казахстаном. При этом контроль над закупками и соответствием формату в любом случае остается у McDonald’s Corporation.

Покупка бизнеса Кайратом Боранбаевым оформлена как концессия, однако, по сути, работает франчайзинговая схема. Похоже, «Макдоналдс» решил активизировать работу по продаже своих франшиз в России, которая, в отличие от США и Европы, велась до последнего времени не слишком активно. Стать франчайзинг-партнером «Макдоналдса», казалось бы, мечта любого предпринимателя — реальный шанс приобщиться к глобальному мировому бизнесу. Однако франчайзинг — это такая специфическая форма бизнес-активности, глубинный смысл которой лежит, пожалуй, вне сферы предпринимательства.

Исполнители или предприниматели?

Фото: © «ДЕНЬ.org»Здесь я приведу выдержки из своей дискуссии в сети «Фейсбук» с систематизатором и интеллигентом, как он себя называет, Кириллом Рябцевым, занимавшимся развитием бизнеса в том числе и в компании «Лайк Франчайзинг», появившейся в Удмуртии и теперь победно шествующей по России. Спор возник вокруг вопроса о том, кто же такие франчайзи — предприниматели или исполнители. «Франшиза — это опыт, — считает Кирилл Рябцев. — После завершения жизненного цикла бизнеса по франшизе или параллельно ничто вам не мешает развивать свой бизнес индивидуально».

Точнее сказать, «не запрещает», потому что те же самые стремительно развивающиеся посредством распространения франшизы торговые точки сужают рынок для мелких самостоятельных предпринимателей. Помимо того, что франчайзи приобретают опыт, они, по мнению Кирилла Рябцева, имеют возможность влиять на франчайзера.

«Даже самая консервативная франшиза „Макдоналдс“ собирает все возможные инициативы и конструктивные идеи развития и, имея суперустойчивые форматы, внедряет новые», — говорит он.

Здесь свои вузы — университеты гамбургерологии. Фото: mcdonalds.ruКонечно, предложения от сотрудников приветствуются и в традиционных компаниях. Действительно, взаимоотношения франчайзи с франчайзером, как заметил Кирилл Рябцев, можно охарактеризовать словом «консалтинг», но непременно сделав существенную оговорку. Обращаясь к стороннему консультанту, классический предприниматель получает рекомендации, с которыми он вправе поступить так, как ему заблагорассудится. Франчайзинговая схема, как правило, предусматривает тотальную унификацию: централизованный закуп, бренд-бук, дресс-код, утвержденные управленческие алгоритмы, вплоть до речевых модулей для продавцов, централизованную систему контроля посредством тайных покупателей и так далее.

Продавать свою франшизу? Мы объясним, почему это невозможно. Фото: tor.bizfabrika.pro Тот же «Макдоналдс», согласно порталу «Мегаидеи», требует от претендента на франшизу наличия собственных средств на сумму не менее 40% первоначальных вложений в открытие точки. Остальные 60% он может занять, но только у рекомендованных партнеров компании. Согласно тому же порталу, сервисный ежемесячный взнос, который можно приравнять к роялти, составит 12–15% от оборота, платежи на пополнение рекламного бюджета — до 5% от полученной прибыли. Несмотря на такие внушительные регулярные платежи, бизнес остается прибыльным — «Макдоналдс» очень тщательно подходит к отбору потенциальных франчайзинг-партнеров.

Руководитель Агентства информатизации и связи УР Андрей Прокошев рассказал, что давняя и уже несколько истрепанная идея строительства в Удмуртии ИТ-парка жива и снова обрела реальные очертания, несмотря на то, что попытки привлечь на ее реализацию федеральное бюджетное финансирование так и не увенчались успехом... Читать далее...Вопрос в том, бизнес ли это или просто такая хитрая форма мотивации, позволяющая человеку чувствовать себя предпринимателем, но максимально сужающая для него пространство выбора. С «Макдоналдсом», конечно, особый случай — там, чтобы стать франчайзи, нужно уже иметь опыт управления предприятием общепита. Франшизы типа нашего «Кофе Лайк» такого условия не ставят. На наших глазах рождается класс таких эрзац-бизнесменов, работающих на готовых уже моделях, но вполне ощущающих себя предпринимателями. Это такие капиталисты второго уровня, грезившие когда-то о собственном деле, а купив франшизу, начинающие мечтать о том, чтобы пробраться во франчайзеры.

Второй этап, естественно, значительно сложнее и туманнее. Не случайно мастер-класс для начинающих предпринимателей Ижевска, проведенный в рамках федерального образовательного проекта «Фабрика предпринимательства», назывался «Франчайзинг. Почему вам рано делать свою франшизу». Конечно, все возможно, но лишь когда наступит светлое будущее.


Читайте также


comments powered by HyperComments