В федеральных СМИ появилась информация о том, что машинам скорой помощи могут разрешить таранить автомобили, припаркованные на пути их следования или специально перекрывшие проезд. Эта мера призвана помочь врачам вовремя успеть оказать медицинскую помощь и избежать множества трагедий. Обсуждение инициативы в Минздраве РФ породило различные точки зрения среди общественников, автомобилистов, врачей и пациентов. Свое мнение по этому поводу высказали и в Ижевске.
Вопрос встал особо остро после того, как в Петропавловске-Камчатском умер 21-летний молодой человек, к которому не успела бригада скорой помощи, перекрытая агрессивной автомобилисткой. Врач отправился к пациенту пешком, но путь ему преградил спутник женщины. В результате врачи потеряли более десяти минут и больной скончался. Теперь, чтобы избежать подобных случаев, автомобилям экстренных служб, возможно, разрешат самостоятельно принимать меры по освобождению проезда, при необходимости — таранить.
Если рассматривать идею именно с этого ракурса, то возникает один вполне логичный вопрос: а сможет ли автомобиль скорой помощи сдвинуть с места легковушку, которая ненамного уступает ему по размерам? Маловероятно. При этом очевидно, что после столкновения с другим транспортным средством медицинский фургон получит повреждения, которые, возможно, станут препятствием для транспортировки больного. К идее отнеслись скептически также и некоторые общественники.
«Скорая, думаю, не сможет протаранить другой автомобиль. Пожарным, я понимаю, им несложно, — выразил свое мнение активист общественной организации «Автомобилисты Удмуртии» Александр Сушко, добавив, что укомплектование автопарка более тяжелой техникой, позволяющей таранить какие-либо препятствия, может сказаться на быстроте езды. — Думаю, решить проблему можно, ужесточив наказание. Сейчас за это предусмотрен штраф в размере 500 рублей».
Об увеличении штрафов в качестве решения проблемы высказался и врач скорой помощи Роман Корченов. Если исключить фактор человечности, который должен быть залогом профилактики подобных инцидентов, то, по мнению Романа, главный стимул для людей — сохранить тяжесть своего кошелька.
«У нас был случай на одном вызове — задом не могли выехать. Мужчина встал, перегородил проезд и зашел в подъезд по своим делам. Пришлось вызывать ГИБДД, чтобы он уехал. К счастью, тогда пациент находился в стабильном состоянии, никакой опасности для его жизни не было, — рассказал врач. — Формулировку „таранить“, конечно, зря придумали. Люди не так поймут. Второе — никто не будет этого делать чисто по-человечески».
Роман считает, что на сегодняшний день нужно урегулировать целый ряд законодательных аспектов в этой области. В частности, разрешить скрываться с места ДТП водителям скорой помощи, доставляющим в больницу человека, находящегося в критическом состоянии.
Между тем начальник 1-го отдела УГИБДД МВД по Удмуртии Вениамин Вычужанин сообщил, что как раз этот нюанс регламентирован в ПДД: водитель, покинувший место ДТП, если этому сопутствовали подобные чрезвычайные обстоятельства, не будет наказан, однако позже он обязан вернуться для дальнейших разбирательств.
Вычужанин приветствует обсуждаемую инициативу, однако, по его мнению, слово «таранить» не совсем верно, поскольку водитель вряд ли будет разгоняться и на большой скорости въезжать во вставшие на пути машины.
«Любое воспрепятствование оказанию медицинской помощи должно влечь за собой наказание, — отметил Вениамин Вычужанин. — Нужно ужесточить административные наказания, на сегодняшний день у нас, я считаю, они слишком мягкие — от штрафа в 500 рублей до лишения прав на три месяца, и, конечно, предоставить водителю скорой помощи возможность принимать меры по освобождению проезжей части».
Он добавил, что в ходе проведенных рейдов и за время работы на линии случаев умышленного непредоставления преимущества автомобилям скорой помощи в Удмуртии не наблюдал ни разу. Основной причиной того, что машинам с «мигалкой» не уступают дорогу, является невнимательность.
Впрочем, несмотря на это, обсуждения явно загноившейся проблемы уже идут, и какими будут их результаты, предположить сложно. Главный врач Станции скорой помощи Ижевска Олег Прузан отметил, что при принятии подобных решений следует рассматривать отдельные случаи, ведь в ряде инцидентов по стране агрессивные автомобилисты намеренно провоцировали конфликтную ситуацию, не пропуская медиков.
«Вопросов очень много, и однозначных ответов пока нет. Говорить, что автомобиль скорой помощи можно использовать как каток, который будет таранить всех, нельзя, — заявил Олег Прузан, пояснив, что людям в любом случае не стоит ожидать каких-либо непродуманных решений. — На сегодняшний день есть правила дорожного движения, на которые и нужно ориентироваться».
К чему приведет обсуждение этой инициативы, предугадать сложно, но, возможно, теперь сами автомобилисты станут тактичнее и внимательнее, услышав о том, что в распоряжении скорой помощи может появиться новое средство — таран.