Скрытое руководством «ИжГорЭлектроТранса» чрезвычайное происшествие внепланово вынесли на обсуждение 22 июня на заседании антитеррористической комиссии при главе Удмуртии. В конце мая в нескольких метрах от пристани Ижевска от теплохода М-221 на ходу отвалилась и погрузилась на дно пруда ключевая деталь — гребной винт гребного вала. Эксперты говорят, что трагедии удалось избежать по счастливой случайности.
Такого рода поломка считается серьезной, так как при потере гребного винта теплоход лишается основной движущей силы и становится полностью неуправляемым. Само событие, безусловно, приобретает статус чрезвычайного происшествия.
Трагических последствий удалось избежать чудом. В момент аварии на судне разрешенной вместимостью 99 пассажиров находился только командный состав — капитан и рулевые-мотористы. По одной из версий, в тот день могла просто осуществляться перегонка теплохода. А в целом М-221 — один из трех теплоходов, регулярно используемых муниципальным предприятием как для курсирования в обычных пассажирских рейсах от пристани в Ижевске до поселка Воложка, так и по заказам спецобслуживания.
«При падении винта на ходу судно становится почти что неконтролируемым: нечем грести, остается только рулить. При наличии бокового ветра небольшой теплоход могло бы на высокой скорости прибить к берегу или в случае с Ижевским водохранилищем — ударить об опоры или столбы линий электропередачи, — комментирует происшествие эксперт. — Такого рода поломки происходят очень редко. Потому нужна огромная сноровка и быстрая реакция командного состава. Неизвестно, чем бы могло все закончиться и как бы сработал наш командный состав, не дай бог, случись такое подальше от берега. Нужно успеть вовремя бросить якорь. Но даже такая мера почти бессмысленна на большой глубине».
Причиной выхода из строя движителя М-221, по мнению экспертов, могла стать ненадлежащим образом проведенная подготовка судна к навигации, недосмотр технических специалистов. «Подготовка судов к навигации должна осуществляться на предприятии на протяжении всего периода их «зимовки» — с даты закрытия рейсов в октябре и до возобновления сезона в мае, — поясняет специалист. — По регламенту во время подготовки теплоходов к навигации техническая команда должна провести целый ряд работ, в том числе произвести осмотр вала и винта. А поскольку сам винт полностью скрыт водой, я так подозреваю, специалисты «ИжГЭТ» могли вообще его обойти вниманием».
Сторонняя, независимая проверка достаточно поверхностна, рассказывает источник, знакомый с обстановкой изнутри. Раз в год парк проверяют специалисты Камского филиала Российского речного регистра (федерального автономного учреждения, находящегося в ведении Министерства транспорта России). Раз в 3–5 лет вал возят для переоформления паспорта в филиал речного регистра в г. Чайковском.
«В этом году вал М-221 в Чайковский не возили», — сообщают источники, общающиеся со специалистами из службы эксплуатации водного транспорта «ИжГЭТ».
Согласно регламенту об аварии, закончившейся потоплением гребного вала, капитан судна и специалисты по эксплуатации водного транспорта МУП «ИжГЭТ» должны были незамедлительно сообщить руководству предприятия и нескольким надзорным ведомствам: Российскому речному регистру, Ространснадзору, Роспотребнадзору, Транспортной прокуратуре и др.
Однако сор из избы гендиректор муниципального транспортного предприятия Андрей Батов, очевидно, предпочел не выносить. Тем самым скрыл информацию о крупном ЧП.
По словам источников «День.org», донесенная главным федеральным инспектором по Удмуртской Республике Дмитрием Мусиным информация о самом факте аварии с теплоходом М-221 в Ижевске стала полной неожиданностью для присутствовавших на заседании антитеррористической комиссии уполномоченных лиц.
«Все собравшиеся, в том числе представители Государственной инспекции по маломерным суднам при МЧС по УР и руководитель Главного управления МЧС, переглянулись друг с другом выразительными вопросительными взглядами», — описывает наблюдавший реакцию присутствовавших на заседании чиновников и ответственных лиц источник «День.org».
Все это происходило в присутствии руководителя республики Александра Соловьева. И чтобы замять неловкую паузу, глава Ижевска Александр Ушаков взял на себя роль арбитра, готового навести порядок на муниципальном предприятии «ИжГЭТ». «Разберемся и всех накажем», — сделал он громкое заявление.
В настоящее время судно со снятой передней панелью стоит на кормоподъемнике на ижевской пристани. Похоже, что старенькому теплоходу предстоит пережить еще один основательный ремонт.