Такое с трудом укладывается в голове, но 85 дней в одном из домов Ижевска в буквальном смысле слова была запущена мина замедленного действия. История показала: в решающую ситуацию человек остается один на один со своими проблемами, даже когда угроза — взрыв бытового газа в квартире.
Новости о взрывах многоквартирных домов из-за проблем с голубым топливом в последнее время похожи на сводки с мест боевых действий. Понятно, озвучиваются в средствах массовой информации только громкие случаи. Локальных ЧП, связанных с бытовым газом, вероятно, гораздо больше. Вместе с тем каких-то компетентных объяснений по поводу происшествий никто дать не может, хотя пытаются найти виновных. Выявленная в ижевской квартире утечка газа обнажила ситуацию — чтобы решить «газовую» проблему, придется пройти через тернии, то есть все мыслимые и немыслимые инстанции.
Плати сам
Газоснабжение — дело тонкое, считает житель дома № 409 на улице Карла Маркса Виталий Емельянов. Он перебирает страницы в тоненькой и выцветшей от времени абонентской книжке, которая расписана отчетами со стороны специалистов газовой службы. Так вот, пенсионеру хотелось бы, чтобы записей об обслуживании газового оборудования стало гораздо больше. Ориентировочно как в советское время — раз в полгода или того чаще. Последние послания, оставленные газовиками, показывают — по новому закону техобслуживание проводится в лучшем случае раз в три года. Но и это из разряда идеально сложившихся обстоятельств, что, посудите сами, встречается редко.
Во время плановой проверки в квартире Виталия Емельянова сотрудник АО «Газпром газораспределение Ижевск» выявил утечку газа. Какое время пенсионер жил рядом с неисправным оборудованием — два дня или три года, неизвестно.
«Слесарь обнаружил утечку на запорном кране, устранять ее отказался, диктовал условия: мол, деньги я должен заплатить, — возмущенно размахивает руками Виталий Александрович. — А я как-то менял плиту, с тех пор знаю, что запорный кран относится к общедомовому имуществу. Говорю, я на одну пенсию живу, исправно отдаю полпенсии на поборы!»
В общем, из принципа и со словами «да сколько можно!» мужчина отказался перечислять деньги из собственного кармана на счет обслуживающей организации. Тут началась бумажная волокита, растянувшаяся на долгие месяцы.
«Газовики говорят, что у них заключен договор с нашей „управляйкой“. В УК „Вест-Снаб“ главный инженер поднял документы и говорит, мол, никакого договора у них нет», — комментирует Виталий Александрович.
«В данном случае между АО „Газпром газораспределение Ижевск“ и ООО „Управляющая компания „Вест-Снаб“ заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию, — пришел ответ на обращение пенсионера от газовиков (копии всех писем имеются в редакции). — АО „Газпром газораспределение Ижевск“ уведомляет УК о техническом состоянии ВДГО, о необходимости его замены, ремонта или выявленных нарушениях при эксплуатации».
Кроме того, специалист ресурсоснабжающей организации добавил, мол, раз запорный газовый кран относится к ВДГО (внутридомовому газовому оборудованию), «рекомендуем вам обратиться к „Вест-Снаб“ как управляющей организации вашего многоквартирного дома с требованием о замене запорного газового клапана, поскольку специализированной организацией выявлена необходимость таковой замены».
Из ответа очевидно, что обращений газовиков о сложившейся чрезвычайной ситуации в «управляйку», которая обслуживает дом, недостаточно. Для ликвидации утечки газа на общедомовом имуществе собственник квартиры, где выявлена проблема, должен заставить УК принять меры. Как показывает жизнь, буквально требовать и кричать о проблеме.
«Вот так и жил я эти месяцы, отправлял письма в горадминистрацию, прокуратуру, Госжилинспекцию, третировал УК и ждал, то ли взорвется дом, то ли нет, — погружается в мысли пенсионер и с отчаянием восклицает: — Ей-богу, как на вулкане жил! Вот так по всей стране у нас. Видимо, проще руины разгребать, нежели предотвращать трагедию».
Естественно, за такой промежуток времени несколько раз могли быть случаи взрыва. Вероятно, не спасли бы и меры предосторожности, принятые пенсионером: он периодически проветривал помещения и держал форточку на кухне постоянно открытой.
Добивался истины пенсионер 85 дней, а на ликвидацию ушло всего 10 минут. Причем после того, как старшая по дому оплатила необходимые для замены крана 750 рублей, слесарь заменил оборудование и кинул на прощание: «Вы что, особенный? Все сами платят».
Большая ложка
Опасность проблем с газом до сих пор недостаточно осознана, считает зампредседатель Ижевской городской ассоциации собственников жилья, член Общественной палаты Удмуртской Республики Александр Шерминский.
«Если управляющая компания сопротивляется ликвидировать утечку, значит, она ненадлежащим образом обслуживает дом. За это надо здорово наказывать! — говорит эксперт. — Если только была обнаружена утечка, на следующий день представитель УК должен был прийти и организовать замену. Они все прекрасно знают свои обязанности, только чувства ответственности нет пока. До них еще не дошло, что газ — это не вода, его не видно, но он может взорваться».
Между тем в сложившейся ситуации собственник оказывается загнанным в угол и на деле человеку обратиться некуда.
«Открою вам секрет: если УК сопротивляется, то владельцу некуда обращаться. Например, написал он в администрацию письмо. Так они, заботясь о гражданах, сразу же должны были принять меры. Понимаете, немедленно! — добавляет Шерминский. — Только сегодня чиновники отдельно, они живут по своему алгоритму, граждане — отдельно. Вы думаете, это единичный случай? Это везде и всюду так. Тех, кто стоит на страже того, чтобы человек хорошо жил, немало, но у каждого большая ложка. А податься человеку некуда. Жестко, но это правда».
Пожалуй, эти три месяца, потребовавшиеся в многоквартирном доме на ликвидацию утечки газа, сродни преступлению. Тем временем статистика заставляет задуматься над другими, не менее тревожащими цифрами: по данным «Газпром межрегионгаз Ижевск», газовое оборудование не проверялось больше трех лет почти у 37 тысяч абонентов Ижевска.