Полная версия Мобильная версия

Учителя на заработках. Педагоги в Удмуртии рассказали, как им удается следовать советам Медведева

K 8513
J
Владислав Мымрин

Недавнее высказывание Дмитрия Медведева о том, что недовольные своей зарплатой российские учителя могут найти себе подработку или вовсе уйти из профессии, вызвало новый шквал возмущения и недовольства. «ДЕНЬ.org» спросил у нескольких учителей в Удмуртии, готовы ли они последовать совету премьера и какой доход приносит им их призвание.

Снежана Денисовна — персонаж телешоу «Наша Russia». Может, таким видит образ современного учителя Дмитрий Медведев? Фото: livejournal.com

Ответ главы кабмина на вопрос про низкие зарплаты учителей вызвал широкий резонанс в обществе. Медведев порекомендовал педагогам сменить род деятельности, если их не устраивает заработок, в частности, идти в бизнес, а также сказал о том, что учителя вполне могут найти себе подработку. Люди, обескураженные уже вторым, по всей видимости, необдуманным высказыванием премьера, начали делать критичные заявления в адрес политика.

Фото: bezformata.ru«Мы первое время вообще не знали, как на это реагировать. Медведев, насколько я знаю, сам из учительской семьи, и странно, что он такое сказал. Вроде, наоборот, должен как-то помогать, а тут вот как, — говорит учительница физкультуры одной из школ Сарапула Анна Ивановна. — Для учителей нереально подрабатывать. Мы проводим в школе весь день, а потом, приходя домой, еще готовимся к следующим занятиям и проверяем тетради».

Молодая учительница работает в школе на полторы ставки, успевая проводить тренировки. За свою работу она получает зарплату в размере 16 с небольшим тысяч рублей.

«Вот меня не устраивает моя зарплата, и кем это, интересно, я должна подрабатывать, чтобы мне хватало на жизнь?» — удивляется она.

Фото: lentaregion.ruК слову, по данным Министерства образования и науки Удмуртии, средняя зарплата учителей в республике слегка превышает 25 тысяч рублей. Между тем большинство педагогов, услышав об этой сумме, заявляют, что зарабатывать столько в их деятельности практически нереально.

«Раньше я работала в школе завучем, вела 32 часа (при ставке в 18), при этом была еще классным руководителем. Знаете, это большой труд: во-первых, через некоторое время начинаются проблемы с голосовыми связками, потому что после нескольких часов беспрерывного разговора с аудиторией остаешься без голоса, во-вторых, это куча документальной работы, так что, приходя домой, я еще до ночи сидела за компьютером и составляла планы, отчеты и прочее. Моя зарплата в эти времена не превышала 22 тысяч. И это с учетом того, что я учитель высшей категории, а еще у меня были надбавки за работу в сельской местности и содержание своего кабинета», — говорит преподаватель иностранного языка в сельской школе Елена Спиридонова.

Фото: nalog.ruЖенщина рассказала, что когда-то действительно пробовала и подрабатывать, преподавая в другом месте, и открывать свое дело. Но предпринимательская деятельность не задалась — бизнес прогорел, а совмещение двух видов работы негативно сказалось на ее качестве.

Ее коллега из Ижевска развила эту мысль, сказав, что совмещение двух видов деятельности напоминает погоню за двумя зайцами.

«Сил не хватит выполнять свою работу хорошо, если будешь заниматься еще чем-то. Если все будут подрабатывать, качество образования значительно снизится. Если учителя будут работать только на одну ставку, то зарплата у них будет — 10 тысяч, поэтому они и без того берут на себя больше работы, чем полагается», — говорит Екатерина Васильевна, учитель русского языка из ижевской школы.

Сама женщина работает не на полную ставку, получая меньше 10 тысяч рублей. Она может себе позволить сбавить рабочий темп, снизив свою нагрузку, поскольку не так давно вышла на пенсию, которая является ее основным доходом, а сама школа фактически стала лишь подработкой.

Фото: marimedia.ruКстати, по данным Министерства образования и науки УР, 15% всех учителей школ — пенсионеры. При общей численности 12 914 человек 4 833 педагога продолжают трудовую деятельность, выйдя на пенсию. Вообще, средний возраст работников школ составляет 45 лет. А вот молодежи, по словам опытных сотрудников образовательных учреждений, становится все меньше с каждым годом.

Между тем в ведомстве заявили, что в отрасли образования происходят позитивные изменения и количество пустующих педагогических вакансий постепенно сокращается. Так, в 2015 году в школы Удмуртии пришли работать 919 молодых учителей, в то время как годом ранее это число было меньше на 153 человека. Впрочем, несмотря на положительные перемены, в этой сфере все равно остается ряд кадровых проблем, требующих срочного решения. Так, например, в республике по-прежнему не хватает учителей математики, английского и русского языка и начальных классов.

Несложно догадаться, какой эффект на будущих учителей оказали слова Дмитрия Медведева. При этом стоит также предположить, что определенно возрастет еще один неприятный показатель.

Фото: livekuban.ru«Многие из моих учеников, оканчивая школу, идут учиться в педучилище, хотя некоторых, честно сказать, лучше вообще не допускать до работы с детьми, — говорит одна из учителей. — Они курят, выпивают, не пренебрегают крепким словцом — одним словом, ведут совершенно аморальный образ жизни, а хотят работать с детьми. Зато часто люди, действительно достойные работать учителем, не идут на эту специальность, потому что задумываются о будущем и понимают, что таким образом сложно будет прокормить семью. Так вот, чтобы привлекать хороших профессионалов, необходимо повысить зарплаты, и тогда престиж профессии постепенно возрастет».

Высказывание премьер-министра о том, что учительская профессия — это не способ заработка денег, а призвание, стало совершенно неуместной антирекламой педагогической деятельности в преддверии начала нового учебного года. А может, Медведеву просто запал в душу образ, так сказать, предприимчивой учительницы Снежаны Денисовны из шоу «Наша Russia» и он решил, что педагоги справятся, главное — держаться.


Читайте также