Полная версия Мобильная версия

Успеешь — вовремя посеешь. Фермеры Удмуртии проверили «Росагролизинг» на прочность

K 3451
J
Мария Вотякова

Лизинг остается наиболее реальным способом закупа техники и источником средств на строительство ферм. Удмуртские сельхозпроизводители уже строят планы на весну. Вероятно, теперь, после подписания главой УР соглашения, им будет чуть проще иметь отношения с «Росагролизингом», однако в ходе встречи со специалистами госкомпании фермеры республики обозначили ряд проблем.

Фото: udmapk.ruНебывалый интерес

На днях для расстановки всех точек над «и» в Ижевск приехали представители «Росагролизинга» во главе с директором департамента обеспечения животноводства и перерабатывающей промышленности Константином Каравайным.

Собрав в актовом зале Ижевской сельхозакадемии представителей Минсельхоза республики, руководителей предприятий АПК и производителей техники, сотрудники госкомпании попытались более или менее доступным языком изложить основные преимущества лизинга, фактически являющегося арендой техники или оборудования, с последующим переходом прав собственности по окончании срока его предоставления.

Фото: poletehnika.com.uaПричиной столь повышенного внимания к Удмуртии стало не подписанное соглашение о сотрудничестве и не план республики к 2020 году увеличить объемы производства молока до одного миллиона тонн в год, а существенное сокращение количества подписанных с «Росагролизингом» договоров среди местных фермеров.

«Анализ договоров лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования, заключенных с контрагентами на территории Удмуртии за период с 2011-го по 2015 год, показывает, что за последние пять лет по основным позициям техники и оборудования произошло снижение приобретения», — комментирует первый заместитель министра сельского хозяйства Удмуртии Алексей Вихарев.

Так, за прошедший год фермерами республики было приобретено в лизинг семь тракторов и один зерноуборочный комбайн, для сравнения — в 2011 году руководители сельхозпредприятий оснастили свое производство 102 тракторами и 32 комбайнами соответственно.

Скандалы и задержки

Первый заместитель министра основной причиной падения числа заключенных договоров назвал неудовлетворительную работу оператора, через которого осуществлялась деятельность компании в Удмуртии. Согласно этой системе «Росагролизинг» поставлял технику региональным лизинговым компаниям, а они в свою очередь передавали ее в сублизинг сельхозпроизводителям, при этом увеличивая стоимость.

Константин Каравайный и Бронислав Ясонов. Фото: «ДЕНЬ.org»«Мы покупали через компанию „Удмуртагроснаб“, напрямую раньше мы технику не получали, — говорит председатель СПК «Надежда», депутат Госсовета УР Бронислав Ясонов. — Эта структура в свое время забуксовала из-за того, что мы перечисляли платежи, а „Удмуртагроснаб“ нет. В результате „Росагролизинг“ выставлял нам счета повторно, получалось так, что мы должны были платить дважды».

Параллельно с крахом системы операторов вокруг «Росагролизинга» и экс-министра сельского хозяйства России Елены Скрынник разгорался один коррупционный скандал за другим, по итогам которых было возбуждено несколько уголовных дел, а общий ущерб, нанесенный государству, оценили в 39 млрд рублей. Фермерам нередко продавали те же тракторы по завышенным ценам, а бюджетными миллионами расплачивались за несуществующую продукцию или услуги, что не могло не подорвать доверие к компании со стороны сельхозпроизводителей.

Также отсутствие посредника взвалило на плечи фермеров и длительную и дорогостоящую подготовку документов, необходимых для подачи заявки в компанию.

«Нужно было готовить огромный пакет документов, — уточняет Бронислав Ясонов. — Я в прошлом году три месяца документы собирал, потом еще три месяца ждал, пока завод-производитель пройдет аккредитацию, с неаккредитованными предприятиями „Росагролизинг“ не работает. Полгода мы „пробарабались“, пока один опрыскиватель получили. Сейчас они вынуждены выезжать в регионы и собирать тех клиентов, которых потеряли из-за того, что перестали работать с операторами».

Кто успел, тот и съел

21 января глава УР Александр Соловьев подписал соглашение о сотрудничестве с АО «Росагролизинг». Теперь взаимодействие между государственной компанией и руководителями сельхозпредприятий Удмуртии будет осуществляться через Министерство сельского хозяйства республики.

Фото: panelstroy.ru«Сельхозтоваропроизводители смогут либо обратиться к Алексею Вихареву, он курирует это направление, либо прийти в Удмуртский центр сельскохозяйственного консультирования, который сейчас полностью возьмет на себя функции сбора документов, — поясняет заместитель начальника отдела контрольной, мобилизационной работы и связи с общественностью Минсельхоза УР Мария Петрова. — Человеку нужно будет просто прийти и сказать „я хочу ферму“, там ему все подготовят».

Дополнительно Минсельхоз УР разрабатывает положение по субсидированию лизинговых платежей на приобретение техники и оборудования, развитие племенной базы животноводства и строительство животноводческих ферм. Возмещение будет из республиканского бюджета, независимо от того, с какой лизинговой компанией руководитель сельхозпредприятия заключил договор.

«Если сельхозтоваропроизводитель найдет для себя более подходящую лизинговую компанию, никто не мешает ему обратиться туда, субсидирование не зацикливается на конкретном предприятии, — комментирует Мария Петрова. — Само положение должны принять в ближайшее время».

Однако общего оптимизма сотрудников «Росагролизинга», раздававших номера личных сотовых телефонов каждому пожелавшему, местные руководители сельхозпредприятий не разделили. В иллюзорной безоблачности озвученных на встрече условий пробила брешь череда последовавших после вопросов. По ответам Константина Каравайного стало понятно, что идти на риск и заключать договоры с начинающими фермерами в компании не собираются, «не очень любят» рассматривать строительство животноводческих ферм привязного содержания и отказывают в строительстве ферм на арендуемой земле.

Руководитель сельхозпредприятия, которому отказывают в строительстве новой фермы. Фото: «ДЕНЬ.org»«Мы подали заявку в 2012 году, дважды прошли кредитный комитет, — рассказывает Каравайному руководитель одного из сельхозпредприятий Удмуртии. — У нас договор аренды на 49 лет, а ваши правоведы нам сказали, что земля обязательно должна быть в собственности. Но согласно федеральному закону пока нет объекта, муниципальные земли в собственность не выдаются. В итоге у нас все встало, я еще в 2013–2014 годах должен был запустить новый объект».

В ответ Каравайный дал понять, что в случае, если строительство фермы забросят, «Росагролизинг» останется ни с чем и компания на такой риск не пойдет, и предложил продолжить общение позже, также оставив номер своего сотового телефона.

«Теперь „Росагролизинг“ решил работать с производителями напрямую, а это значит, что огромный поток людей со всей России постоянно будет пытаться дозвониться до нескольких менеджеров компании, — подводит итог руководитель СПК «Надежда». — „Росагролизинг“ работает только с возвратными деньгами — им вернулись суммы за ранее проданную технику, они выдают в лизинг новую. Люди хотят, но не могут взять технику в лизинг, на регионы отпускается определенная сумма, которая даже 10% потребности не может перекрыть. Вот и получается, что кто успел, тот и съел».


Читайте также