Полная версия Мобильная версия

Еще один советчик. Михаил Маренников призывает функционально «разгрузить» Минэнерго Удмуртии

K 4632
J
Дмитрий Манылов

Озвучивая итоги работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в 2015 году, его руководитель Михаил Маренников высказался о том, что проблемы ЖКХ в Удмуртии не решить без проведения структурной реформы управления отраслью на региональном уровне. В первую очередь речь идет об избыточных функциях Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР. «Создаются высочайшие риски потенциальной коррупции. Надеюсь, что коррупции там нет, — отметил Михаил Маренников, — но это все равно оказывает влияние на принимаемые решения».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Соединение в одном министерстве функций тарифного регулирования, главного распорядителя бюджетных средств, контрольно-надзорной работы, включая Жилищную инспекцию, находящуюся в их ведении, вопросы принятия нормативно-правовых актов в сфере ЖКХ, фонд капитального ремонта жилья, по мнению Михаила Маренникова, не позволяет отрасли эффективно развиваться.

Оккупировали комиссию

В конце прошлого года о проблемах комиссии по тарифному регулированию при Министерстве энергетики и ЖКХ Удмуртии говорили на одном из заседаний экспертной группы по мониторингу республиканского инвестиционного стандарта. Участники группы тогда сделали вывод о выполнении в Удмуртии всех пунктов стандарта, кроме требований о включении представителей потребителей энергоресурсов в состав тарифной комиссии. Тогда были сделаны рекомендации о включении в состав комиссии представителей бизнес-сообщества.

На сайте Министерства энергетики и ЖКХ УР выложен актуальный список членов комиссии по тарифному регулированию. Председательствует в ней глава министерства Иван Маринин, из восьми остальных участников шестеро — сотрудники этого министерства, один представитель УФАС РФ по УР и один представитель ассоциации «Некоммерческое партнерство «Совет рынка». Он единственный, кто формально не является государственным чиновником, но, во-первых, его организация занимается исключительно проблемами рынка распределения электроэнергии, во-вторых, очевидно, что к представителям бизнес-сообщества он тоже не относится.Глава Министерства энергетики и ЖКХ УР Иван Маринин. Фото: © «ДЕНЬ.org»

Руководитель УФАС по УР напомнил о своих предложениях 2014 года, сделанных по поручению главы Удмуртии Александра Соловьева совместно с тогдашним руководителем Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР Сергеем Шикаловым. Их предложения касались в том числе и изменения структуры управления отраслью, копия была направлена председателю правительства УР Виктору Савельеву, однако, как прокомментировал Михаил Маренников, тогда к их аргументам не прислушались.

Сейчас, когда министра энергетики, ЖКХ и госрегулирования тарифов Удмуртии Ивана Маринина в кулуарах правительства называют одной из наиболее вероятных кандидатур на отставку по итогам чрезвычайной ситуации с теплоснабжением Ижевска, вопрос о перераспределении функций можно было бы реанимировать. Инициативу по разрешению коммунального кризиса в Ижевске взял на себя Александр Соловьев, и все заинтересованные стороны ждут, в каком направлении он развернет ситуацию.

Федеральная линия?

По поводу оценки главных виновных Михаил Маренников противоречит Александру Соловьеву, и здесь он, видимо, поддерживает федеральную линию, перекладывая основную вину с «Удмуртских коммунальных систем» на местные и республиканские власти. По его мнению, на обострение проблемы с прохождением отопительного сезона повлияло то, что УКС в рамках оптимизации издержек сократил численность персонала с 400 до 100 человек. Оптимизация издержек, как считает Михаил Маренников, была вызвана наличием значительной просроченной дебиторской задолженности перед УКСом, в том числе и структур, подведомственных муниципалитету Ижевска.

Фото: goodvin.infoОн упомянул, что арендатор, то есть УКС, вносит арендную плату за коммунальные сети, которая должна направляться городом на их ремонт. Александр Соловьев недавно озвучил диаметрально противоположную позицию, сделав акцент на том, что, получив сети в аренду в 2008 году, «Удмуртские коммунальные системы» собирали платежи, не вкладываясь в ремонт сетей.

Еще в 2013 году временная депутатская комиссия Городской думы констатировала, что размер арендной платы в бюджет Ижевска за комплекс имущества коммунальных тепловых сетей, составлявший чуть более 36 млн рублей в год, существенно занижен. Учитывая размер арендной платы, говорить о том, что за счет нее можно было проводить ремонт сетей, просто несерьезно — эта обязанность возлагается на арендатора.

Республиканские и местные органы власти становятся главной мишенью Управления федеральной антимонопольной службы по УР. В 2015 году из 118 дел, возбужденных по признакам нарушения антимонопольного законодательства, 35 приходилось на органы власти. В прошлом году против республиканских и местных чиновников УФАС по УР возбудило 30 из 128 дел. По абсолютному значению они все еще уступают претензиям к субъектам естественных монополий (43 дела в 2015 году), но тенденция очевидна.

Фото: sk-atol.ruОсновное направление работы антимонопольной службы, связанное с органами власти, — это контроль над осуществлением госзакупок, и возросшее количество претензий к органам власти во многом связано с резким ростом числа жалоб от участников рынка в 2015 году. Их количество по сравнению с прошлым годом увеличилось почти на 50% — с 285 до 419. Взрывной рост числа жалоб, пожалуй, можно объяснить снижением потребительского спроса, которое вынуждает предприятия переключаться на работу с госзаказами.

На всех рынках объективно нарастает напряжение — это видно по отчету антимонопольной службы. Остается вопрос с выполнением требований УФАС РФ по УР. Руководитель управления заверил, что все дела будут доведены до конца, но, видимо, когда речь идет об органах власти, сделать это удается не всегда. Пример тому — провальное соглашение о передаче администрацией Ижевска в концессию земельных участков под строительство многоуровневых паркингов.

Михаил Маренников подтвердил, что факт передачи в концессию восьми земельных участков одним лотом является очевидным нарушением. Однако совсем недавно, в конце января 2016 года, комиссия администрации Ижевска подписала акт осмотра одного из концессионных участков, констатировав отсутствие каких-либо строительных работ. Это при том, что концессионное соглашение было заключено еще в 2013 году. Тем не менее оно, по крайней мере на конец января 2016 года, действовало, несмотря на очевидное невыполнение его условий и реакцию антимонопольной службы. Видимо, кому-то все это нипочем.


Читайте также