Полная версия Мобильная версия

Заплачивайте за проезд! Урок русского языка от ижевского кондуктора общественного транспорта

K 1035
J
Жанна Ситникова

Раннее утро, переполненный автобус маршрута № 40, десятки пассажиров, пока еще не раздраженных и агрессивных, а пребывающих в неге полусна. Поддавшись общей атмосфере, я перестаю выстраивать цепь предполагаемых событий на день, сводить дебет с кредитом, и расслабляюсь в тепле салона. И вдруг из благостного состояния меня жестко и внезапно вырывает раздавшаяся под самым ухом фраза, перечеркивающая все мои познания в стилистике русского языка: "Заплачивайте за проезд!"

"Заплатите за проезд! или Оплатите проезд!" - пытаюсь поправить кондуктора. В ответ на меня обрушивается волна гнева работника общественного транспорта в виде фразы: "Если мне так удобно, значит это правильно!", и угроза высадить из автобуса, если я немедленно не выполню требование. Опасаясь  продолжения нелицеприятной сцены, оплачиваю проезд и невольно начинаю прислушиваться к разговорам в салоне автобуса. Через несколько минут кондуктор кому-то снова кричит свою коронную фразу, а в ответ ей слышится: "Есть чо сдать?". Словом, как  спросила, так ей и ответили.

К концу поездки в автобусе я  была твердо убеждена: не книги, кино и обучение русскому языку в рамках общеобразовательной программы формируют культуру речи. Наша среда обитания, люди, с которыми мы разговариваем каждый день - вот тот опыт, с которого берется пример. Мои неутешительные подозрения, к сожалению, подтвердились.

"Безусловно, на речь человека оказывает влияние так называемая языковая среда, в которой он пребывает каждый день, - рассказала мне к.ф.н., доцент, федеральный эксперт ЕГЭ по русскому языку по Удмуртской Республике, тестер государственной системы тестирования по РКИ Ирина Некипелова. - Повседневные ошибки, имеющие хождение в обществе, рано или поздно начинают восприниматься человеком как нечто естественное. И даже педантичный скептик однажды может задуматься: кофе - он или оно? Кроме того, стоит учесть ещё и особенности слуховой и зрительной памяти, когда человек воспроизводит информацию в таком виде, в каком слышит её чаще всего. Немаловажным является и фактор понятности человека, когда общество не только понимает, что говорит человек, но и принимает его как своего. Речь и её особенности - это основа не только успешной коммуникации, но и профессиональных и межличностных отношений. Сложно себе представить, что у вас в друзьях вдруг появляется человек, речь которого вам неприятна, а речевое поведение кажется неуместным".

Конечно, не стоит ждать, что кондуктор будет разговаривать vkirove.ruлитературным языком и применять высокохудожественные обороты, но режущие слух абсолютно безграмотные фразы - думаю, неприемлемы для человека, работающего в сфере услуг, и ежедневно общающегося с сотнями горожан.

Вдохновленная этим справедливым возмущением, я решила поинтересоваться в "ИПОПАТ" и "ИжГЭТ" - проходят ли кондукторы какой-либо инструктаж на предмет общения с пассажирами.

"Конечно же, инструктаж они проходят, - ответила мне пресс-секретарь ОАО "ИПОПАТ" и МУП "ИжГЭТ" Наталья Кузнецова. - Но это, скорее, психологическая подготовка, хотя инструкторы им рассказывают, как лучше говорить, что говорить пассажирам, дают примеры фраз и оборотов. У нас постоянно проходит аттестация кондукторов, где учитываются все аспекты их работы, и на основе данных аттестации они получают надбавку к зарплате. Но надо признаться, что если на кондуктора жалуются, что он плохо разговаривает, но при этом работник выполняет план, то, конечно же, наказывать его или ругать за безграмотность на предприятии не будут".

Я заглянула в раздел "Вакансии" на официальных сайтах "ИжГЭТ" и "ИПОПАТ", обоим предприятиям требуются кондукторы. То, что в этой сфере большая текучесть кадров - не секрет, не спорю, работа тяжелая  психологически, и  материально ответственная, график работы и условия выдерживают не все. Подозреваю, что многих кондукторов просто не успевают обучить всем тонкостям  общения с пассажирами, поскольку в первую очередь упор делается на сбор денег и выявление безбилетников, нежели соблюдение основ русского языка. При этом  и особых требований к кандидатам в кондукторы не предъявляется, лишь бы человек был стрессоустойчив, без вредных привычек и ответственен. И тот факт, что именно с кондуктором горожане общаются чаще, чем с представителями каких-либо других профессий, в этой повседневной рутине, как-то забывается и не учитывается, а мы - не задумываясь, "заплачиваем" за проезд. 


Читайте также


comments powered by HyperComments