Колдовская чаша. Как удмуртские бабушки «приложили руку» к победе ижевского пилота в Кубке страны

Александр Поскребышев

Обладателем Кубка России по ралли в абсолютном зачете стал ижевский автогонщик Александр Рогозин. Обозреватель «ДЕНЬ.org» с любопытством выслушал откровения пилота, выигравшего первый серьезный титул в гоночной карьере.

Александр Рогозин (на фото справа) ехал слева, а второй пилот Денис Тополев (на фото слева) ехал  справа от первого пилота. Фото из архива Александра Рогозина«Финиш» за 300 метров до старта

Александр Рогозин довольно долго ходил, а точнее, ездил «вокруг да около» национального раллийного трофея. В течение четырех сезонов ижевский пилот претендовал на победу, методично «долбив» в одну кубковую «точку», но решил одну из главных карьерных задач только в начале октября.

Да и то Кубок России я выиграл скорее вопреки многим обстоятельствам, нежели благодаря им, самокритично заявляет автогонщик и раскладывает весь сезон по моментам-ключам.

Сезон-2016 команда Рогозина начала с выезда в соседнюю Вятку. Но стартовать на одноименном зимнем ралли у ижевчанина не получилось.

Как ни смешно прозвучит, но наш экипаж не доехал 300 метров до торжественного старта. Электрика забарахлила, а я не захватил с собой диагностический компьютер и не смог понять природу проблемы, иронично ухмыляется Саша.

Зато после неуспеха в сезонном дебюте Александр Рогозин и его штурман Денис Тополев успешно вкатились в сезон.

На спецучастках финала Кубка России-2016 на Псковщине. Фото из архива Александра РогозинаПо давнему обыкновению отечественного ралли весь «канал» (автомобили участников) и календарь гонок четко разделились по российской географии на два дивизиона западники и столичные экипажи «бомбили» этапы в европейской части страны, а уральцы и все, кто живет неподалеку по обе стороны границы между Европой и Азией, уральские рейсинги.

В итоге перед октябрьским финалом ралли «Cooper Псков-2016» ижевцы взяли одну победу (на пермском ралли «Барда»), два подиума (ралли «Малахит»,  «Стилобит»), одно «деревянное» место (ралли «900 озёр») при одном сходе на «громком» южном выезде на «Тихий Дон».

Гонки в режиме сбережения

Несмотря на победу в «Барде», ехал я там далеко не во весь опор, говорит пилот Mitsubishi Lancer Evolution VIII под ником «Пепелац» и объясняет, что он имеет в виду. Потому что нынче я был вынужден поменять свое гоночное финансирование.

В полюс «минус» или в полюс «плюс»? жонглируя словами, спрашиваю тезку.

Конечно в «минус», восклицает собеседник и не скрывает размер годовых затрат:   Если суммировать, то нынче на выезды и ремонты у меня ушло 1 млн 800 тыс. рублей, а в прошлом около 5 млн рублей, когда я делал то, что нужно было делать, сменив два вида приводов, два мотора и три коробки. А сейчас все ресурсы пришлось размазывать тонким слоем по всему сезону. Одним словом, по своему гоночному бюджету я не мог позволить себе «огрести» сход и допустить серьезную аварию. Точное знание последствий изначально дисциплинировало меня в гонках.

Значит, мера гоночного контроля, аккуратности и сдерживания была очень высокой?

Да. Повторю, что я прекрасно понимал: если кувыркну машину, то этим кувырком мой сезон и завершится…

«Мягкая» подвеска и убойная дорога «Тихого Дона»

Александр Рогозин и инженер-механик Валерий Журавлев. Фото из архива Александра РогозинаНо, несмотря на «режим сбережения», один сход экипаж Рогозина все-таки словил. Выезжая на единственную не уральскую календарную гонку на юг, он не скрывал, что отправляется туда за дармовыми очками.

Сильных соперников в гонке под Ростовом-на-Дону особо не было, и я самонадеянно предполагал, что с этим «детским садом» разберусь без труда, — усмехается Саша. — Однако трасса по заливным лугам оказалась убойной дорогой при излишне «мягкой» подвеске моего «эвика». При приземлении после очередного прыжка машина хапнула так, что надломился корпус  коробки передач, разошлись первичный и вторичный валы и заодно на машине пробило радиатор…

Высокая цена невинной шутки

«Высокомерие» во всех отношениях дорого обошлось пилоту. Тем более что ближе к финалу Кубка России на Псковщине ему пришлось заняться серьезной модернизацией (ребилдом, как говорят автогонщики) мотора на инженерном стенде в Москве.

На ночном старте ралли «Cooper Псков-2016» на центральной площади древнерусского города. Фото из архива Александра РогозинаНевинная шутка о том, что «Рогозин собрал на финал самый крутейший мотор», мгновенно разошлась по «гаражам и боксам соперников», долетев и до технических комиссаров решающей гонки.

На ижевский экипаж они сразу посмотрели «криво» и… не допустили машину к старту.

Только благодаря дистанционному вмешательству руководителя комитета спортивной техники Российской автомобильной федерации (РАФ) Андрея Брусникина (он прекрасно знал, что мотор на «митсе» ижевцев полностью соответствует техническому регламенту) Рогозин и Тополев стартовали на «Cooper Псков-2016».

Сорочья весточка о безосновательных обвинениях

— Выезжая на Псковщину с «третьей строчки протокола», у меня сохранялись лишь математические шансы на общую победу, — обращает внимание пилот.

Причем эта математика была обусловлена множественными «если», напрямую не зависящими от ижевского экипажа. Он должен был финишировать первым или вторым, при условии, что его основные конкуренты Григорий Трегубов из Перми и Александр Осипов из Питера не закончат гонку.

На спецучастках финала Кубка России-2016 на Псковщине. Фото из архива Александра РогозинаНесколько лет назад у Рогозина уже складывалась похожая ситуация, и тогда пилот не увидел здравого смысла атаковать Кубок России с промежуточной четвертой позиции.

Зато Олег Топоров из Майкопа (к слову сказать, в «миру» полковник ФСБ) увидел тот самый здравый смысл и стал обладателем национального трофея с пятой (!) суммой предварительных баллов. Это объяснялось тем, что все другие реальные соискатели чаши сошли по ходу гонки.

Трасса на Псковщине заранее предвещала, что гонка будет быстрой. Кроме того, отдельные скоростные спецучастки (СУ, «допы» — на языке раллистов) представляли собой довольно узкие трассы, по которым машины канала проносились со средней скоростью 130 км/ч!

Именно на этих сложных дорогах «как по заказу» из-за проблем с трансмиссией сошли оба главных оппонента ижевчан.

На уральском ралли «Стилобит» «Пепелац» (в этой роли успешно «играл» Mitsubishi Lancer Evo VIII) Александра Рогозина оправдывал свое рабочее название – он не ехал, а летел вперед. Фото из архива Александра РогозинаФинишировав вторым, Александр Рогозин стал обладателем Кубка страны, выполнив заодно норматив мастера спорта России (кстати, РАФ до сих пор не утвердила официальные результаты этих соревнований).

— Не знаю почему, но Гриша Трегубов на меня «почти обиделся», — дипломатично подбирает правильные выражения Александр Рогозин. — Как мне сорока на хвосте принесла, своим семейным экипажем с женой Еленой Василенко они почему-то якобы решили, что я «колдую», а «удмуртские бабушки» помогают мне, посылая напасти и технические сходы на их экипаж. Видимо, по этой причине наши отношения стали чуть-чуть холодней еще примерно полгода назад. И как мне теперь быть? Не придешь же к ним и не спросишь прямо: «Гриша, ты думаешь, что я колдую на твою машину?» Это выглядит очень глупо… При этом в минувшем сезоне Гриша ехал удивительно нестабильно и вместо того, чтобы раздать «люлей» механикам, он почему-то решил найти причину проблем в «другой области»…

— …Саш, ежели так рассуждать, то можно договориться до того, что «на Вятке» уже на тебя посылал напасти кто-то из «вятских демонов».

— То-то и оно. По большому счету, каждый из нас должен помнить, что даже на машинах World Rally Car (WRC — чемпионат мира по ралли) те же привода меняются после 800 пройденных километров, потому что на 805-м километре он сломается в самый неподходящий момент. И в нашем полупрофессиональном, полулюбительском российском автоспорте все то же самое! Если обслуживать автомобиль в соответствии с регламентом и все делать вовремя, то он не сломается никогда! При этом все понимают, что наши скромные бюджеты не позволяют проводить все эти работы своевременно…