Как в Ницце не надо. От чего общественность Ижевска собралась спасать городскую набережную?

Жанна Ситникова

Белое пятно в Генеральном плане Ижевска на месте набережной стало красной тряпкой для якобы защитников береговой линии. На скандальных публичных слушаниях мнение общественности звучало примерно так: «Руки прочь от набережной!» Но возникает вопрос: что и от чего нужно спасать? Власти Ижевска пока еще только занимаются проектом межевания территории от монумента до Подборенки, и пока это сотни метров того, что называют заброшенным пустырем.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Возможно, в солнечный октябрьский день, под шорох волн и шелест золотой листвы, гулять по набережной (речь идет о территории от монумента Дружбы народов до Подборенки) и приятно, но только до тех пор, пока взгляд не упрется в мусор, разрушенные ограждения и неприличные надписи, а ноги не увязнут в чавкающей, непросыхающей грязи.

Фото: © «ДЕНЬ.org»По словам общественников, распоряжение властей Ижевска о подготовке проекта планировки и межевания набережной может означать, что у администрации уже есть некий план, который предполагается на этой территории осуществить. Тем временем ижевские архитекторы в голос заявляют: проект реконструкции второй очереди набережной нужно выбирать на основе конкурса, устроенного не для галочки, а с привлечением «громких имен и хороших денег».

Фото: © «ДЕНЬ.org»«В первую очередь нужно проанализировать, а что необходимо Ижевску на набережной, чего там не хватает горожанам и чего не хватает республике, поскольку речь идет о столице региона, — считает член Общественного Градсовета Ижевска Любовь Яковицкая. — И обязательно должны быть учтены наши особенности — это пруд, родники и склон».

«На подготовку этого конкурса понадобится время, но набережная уже 25 лет заброшена, один год ничего не изменит, зато появится возможность выбрать по-настоящему достойный проект», — добавляет председатель УРО ОО «Союз архитекторов России» Александр Зорин.

Конечно, каждый, кто рассуждает о набережной, преследует свои интересы. Однако все едины в том, что набережная должна быть «живой», чтобы одиночных рыбаков или случайно забредших на берег прохожих сменили горожане, которые пока предпочитают гулять от одного торгового центра к другому.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

«В городе последние пять лет наблюдается упадок уличной жизни, это особенно заметно на Советской, Пушкинской, Ленина, где мы видим массовую миграцию бизнеса с первых этажей в торговые центры, — делится наблюдениями руководитель проекта «Ривьера Парк» Николай Рупасов. — Это, может быть, и неплохо, но центральные улицы вымирают. И в этом случае улица Горького могла бы стать системообразующей, улицей, на которую возвращается городская жизнь».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Грамотной пешеходной зоны, такой как Арбат в Москве или Баумана в Казани, в Ижевске вообще, пожалуй, никогда не было. Но в том, каким образом восполнить этот пробел за счет набережной, единства мнений нет.

«На мой взгляд, у проекта набережной должна быть историко-культурно-просветительская идея. У нас нет настоящего киноконцертного зала, есть множество зданий, приспособленных под музеи, но нет ни одного специально построенного как музей», — говорит Любовь Яковицкая.

«Мы предлагаем создать на набережной историко-культурный заповедник. Только такой масштабный проект позволит привлечь туристов, — заявила на публичных слушаниях по Генплану председатель комитета по защите памятников Татьяна Николаева. — Мы отстали в туристической отрасли от соседей, поэтому прошу возвести здесь масштабные объекты историко-культурного заповедника. Если мы подготовим проекты и отправим в Москву, это позволит претендовать на федеральное финансирование».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Однако в этих идеях почти нет места для кафе, ресторанов, парковочных мест и общественного транспорта. Поэтому тех, кто любит вкусно поесть после прогулки на свежем воздухе либо предпочитает добираться до набережной на собственном авто, из предполагаемого трафика набережной уже можно вычесть.

Еще одно яблоко раздора на прибрежной полосе — деловая жизнь. Об ее появлении здесь общественники и слышать не желают, но эксперты считают такой подход неправильным.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

«Жизнь на набережной возможна, только если там появится чей-то коммерческий интерес. За бесплатно у нас только птички поют и некоторые представители фейсбучной общественности, — высказал свою точку зрения руководитель службы маркетинга компании «КОМОС-строй» Марат Касимов. — Как только администрация начнет выдавать разрешения на строительство или эксплуатацию территории, общественники тут же начнут бить в колокола под лозунгом: „Не дадим разрушить набережную!“. А что можно разрушить, если там ничего нет?!»

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Я бы не ограничивал на набережной только рекреационную и только деловую жизнь. Она может быть для тех, кто здесь работает, живет и отдыхает. В кафе на набережной можно было бы перекусить в обед, ненадолго выбежав из офиса. А вечером здесь могли бы гулять и отдыхать семьи с детьми, — считает член УРО ОО «Союз архитекторов России» Данил Шевкунов. — И необязательно ее застраивать зданиями, это могут быть плоскостные решения. Чем больше на набережной народу, тем будет лучше ее благоустройство. Простое мощение и освещение не работает, это мы уже видим». 

По мнению экспертов, в подобных проектах часто набережная рассматривается как полоса вдоль воды в несколько десятков метров шириной. А тот факт, что эта территория все же часть города, связанная с ним инфраструктурой, транспортом и уникальным зеленым поясом, остается за рамками проекта, и в этом ошибка.   

Фото: © «ДЕНЬ.org»

«У нас есть возможность сохранить или улучшить зеленый пояс набережной, поработав, возможно, с естественным ландшафтом. Мы могли бы использовать всепогодные варианты, возможности для этого есть, — говорит Николай Рупасов. — Если посмотреть на опыт северных стран, то там работают с растительностью, несмотря на погоду, — сажают где-то больше хвойных деревьев, используют специализированный кустарник. Я думаю, что если бы получилось сделать на этой территории зеленую прогулочную зону с различными перепадами высот и пристегнуть к ней соответствующую инфраструктуру — вот это было бы действительно уникально».

Фото: © «ДЕНЬ.org»

«Это должно быть нечто, что будет притягивать людей как летом, так и зимой, — согласен Марат Касимов. — Парком металлических скульптур тут не отделаешься. Как вариант — спортивная инфраструктура: велосипедные дорожки летом, благоустроенные лыжные трассы зимой. А чтобы люди гуляли вечером по набережной, там должны появиться кафе и клубы средней ценовой категории и ниже».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Возможно, есть смысл перенести причал в центральную часть набережной. Также неплохая идея — создать на набережной что-то схожее с канатной дорогой, которая соединит улицу Горького с прибрежной полосой. Определенно, аквапарк в ландшафт набережной впишется гораздо лучше, чем в реликтовый лес на ипподроме. И очевидно, что заслуживает права на жизнь мысль о создании моста через пруд в Ленинский район. Многое может стать изюминкой ижевской набережной, если к ее реконструкции подойти с правильной стороны. И если перестать спасать то, чего сейчас там нет.